|
Вы здесь: Критика24.ру › Есенин С. А.
Тема Родины в творчестве С. А. Есенина (Есенин С. А.)Личность Сергея Александровича Есенина и его всеобъемлющая любовь к Родине – неразрывно связанные явления. Не найдется поэта, который бы так много, так искренне и страстно выражал свою любовь к русской земле в своих стихотворениях. Однако тема Родины в творчестве Есенина не является статичной, она развивается на протяжении всей жизни этого выдающегося автора.
Раннее творчество поэта тесно связано с традиционным русским бытом. Есенин воспевает красоту своей малой Родины. Милые его сердцу образы деревни и природы находят место во многих его ранних стихотворениях. В раннюю пору в стихотворениях Есенина проявлялась такая особенность крестьянской поэзии как метафоризация языка, сочетание символики и бытовой конкретики идеалистических мотивов и картин действительности деревенского быта. Метафоры, большей части фольклорного типа, находили место практически во всех его ранних творениях: «Там, где капустные грядки/ Красной водой поливает восход…». Родина для Есенина не только – родные места, но и природа, клен под окном, соседский пес, покосившаяся оконная рама, образ матери и отца, а так же звуки, краски окружающего мира. Примером лирического восприятия Родины является стихотворение «Гой ты, Русь моя родная». Лирический герой сравнивает себя с богомольцем, тема религии также тесна связана с темой деревенской жизни, именно поэтому в данном произведении мы видим сочетание религиозной и бытовой образности: «Хаты – в ризах образа…». Во многом противоположные друг другу образы не порождают диссонанса, наоборот, возникает ощущение полноты и многомерности сельского мира. Ранняя лирика Есенина во многом утопична, посвящена красоте малой Родины поэта, тому маленькому мирку, в котором тот жил, ожидая того времени, когда мир большой подхватит его и понесет в такую же большую жизнь. Предчувствие радостных перемен звучит в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…». И гостем, которого собирается встретить лирический герой, является та самая новая жизнь, в которую ему так не терпится оконуться.
В 1914 году в творчестве, как и в жизни Есенина происходит перелом – война накладывает свой отпечаток и на личную, и на его поэтическую судьбу. И хотя сражения идут далеко от Рязани и Москвы, без участия самого поэта, тревога за судьбу Родины, деревни ярко звучит в стихотворении «Край ты мой заброшенный…». Революция, разделившая жизнь огромной страны на до и после, была воспринята Есениным по-крестьянски, он не был ни ее сторонником, ни сторонником. Просто, когда раскололся прежний, знакомый ему мир, трещина прошла через сердце поэта. Душевные переживания Есенина находят отражение в стихотворении «Мне осталась одна забава…». Во внутреннем мире лирического героя, как и во внутреннем мире самого автора, нет гармонии, уверенности в завтрашнем дне. Ему горько видеть то, как умирает тот маленький сельский мир, который взрастил его, сделал его таким, какой он есть. В поэме «Сорокоуст» явно звучат переживания за судьбу деревни, не только ее быта, но и духовных богатств и красот. В отрывке о жеребенке, бегущем за железным конем, выражается тот странный разлад между городским прогрессом и деревенским мирным укладом: «Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится?». Поэт, всю жизнь ассоциировавший себя с той средой, из которой он вышел, чувствует, что не сможет найти место в этом новом мире, побеждающим мир прежний.
Родина, еще несколько лет назад питавшая силы поэта, дававшая ему вдохновение, теперь будто отвергает Есенина. Он чувствует себя совершенно чужим в стране, идущей по дороге уничтожения всего прекрасного и дорогого ему. На смену «святой Руси», которая становится «Русью уходящей», приходит «Русь Советская». В поэме "Русь уходящая" Есенин восклицал с болью: "Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, / Какая грусть в кипении веселом!.." Завидуя тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: "Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке..." Есенину удалось передать свое состояние и мироощущение человека, неприкаянного, смятенного и терзаемого сомнениями: "Что видел я? Я видел только бой. Да вместо песен Слышал канонаду..."
Поэма «Анна Снегина» в значительной степени автобиографична. Лето 1918 года Есенин провел в селе и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне. И уже в 1925 году поэт оглядывается назад, вспоминая и оценивая события прошлых лет. В этом произведении есть и Первая Мировая, и обе революции, и гражданская война. Главный герой, как и сам Есенин, является дезертиром, он возвращается в деревню, которую давно покинул, встречается с той женщиной, которую любил словно целую вечность назад. Как и тогда, их разделяет многое – представления о том, какое значение имеет война для каждого, надежды на светлое будущее, которых нет у самой Анны. Сергей – друг и брат простым людям, Снегина же – враг и им, и установившемуся режиму. В данной поэме темы политической жизни страны и любви тесно переплетены, война и революция не дает им быть вместе, как много лет назад им мешали условности и приличия. Новая страна совсем не похожа на ту святую Русь, которая была домом и для того круга людей, в котором росла Снегина, и того, в котором рос Сергей. Страдают и те, и другие, и не только гонимой Анне нет места в новой советской России, но Сергею все вокруг кажется чужим и незнакомым.
Тема Родины Есенина не является статичной, она изменяется вместе с историческим событиями и меняющимся отношением и автора, и лирических героев к ним. И несмотря на то что в конце у поэта остается лишь чувство разочарование и чужеродности тому, что окружает его, в его душе все равно живет любовь к Родине, столь же прекрасной, сколь и жестокой к своим детям. Обновлено: Опубликовал(а): zizno Внимание! Спасибо за внимание.
|
|