|
Вы здесь: Критика24.ру › Тургенев И. С.
«Анализ смерти Базарова. Смерть, как главное испытание в жизни героя». (Тургенев И. С.)Евгений всю свою жизнь создавал идеалы и принципы, которых впоследствии строго придерживался. Мне кажется, что вся его идея нигилизма, отрицания всего – маска, защитная реакция. Она возникла из-за чрезмерной опеки родителями, которые, бесспорно, его любили, но Евгений со всей своей бунтарской натурой и чувством собственного достоинства, считал это открытое проявление чувств постыдным, неправильным; поэтому так сильно отдаляется от родителей, и не приезжает к ним. Иначе бы вся его хорошо сконструированная «ограда» из принципов, идей и самореализации разрушилась, и он показал бы истинного себя: ранимого, глубокого и непонятого человека.
Его маска начинает «трескаться» во время осознания своих чувств к Одинцовой, а признание и вовсе делит его нигилистическую жизнь на «до» и «после»: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно.… Вот чего вы добились» «… страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может сродни ей…». Окончательно маска срывается уже при смерти, ведь смерть – это тяжелое испытание в жизни каждого человека. И в этот момент перед нами предстает настоящий Базаров: он все так же циничен, пытается все держать под контролем (пытается держать себя в руках во время лихорадки), но есть что-то, что заставляет нас поверить в другого Базарова. Меняются его манера речи, он будто сам становится тем ненавистным «аристократишкой», будто вовсе не он совсем недавно упрекал в красноречии Аркашу, а теперь говорит подобно ему. Базаров сломлен, он знает, что умрет, поэтому нет больше смысла скрываться. Однако, Евгений сам выбрал такой исход, целенаправленно, можно сказать, себя убив. Всё, то, к чему он стремился – разрушено, внутри него зарождается серьезный конфликт с самим собой. Его терзают сомнения касательно всего, что не свойственно нигилизму, он понимает, что буквально, цели его существования нет места в реальном мире. Все эти чувства приводят его домой, как раненного зверя, что хочет залечить свои раны. Но дома он сталкивается с ещё большим непониманием, где всё ярче подчеркивается нереальность его теории. И это становится финальным аккордом, означающим конец дальнейшей бессмысленной жизни Базарова. Поэтому он так холодно принимает новость о своей безысходной смерти.
Тургенев показал нам в своём романе жизнь. В ней так же, как и в реальности, мир не остановится после смерти героя. Ведь жизнь продолжается и без Евгения, каждый идет своим путем, у каждого свои цели и стремления. И уже через полгода ярые сторонники Базарова даже не вспоминают его. В пример можно, также, привести Ленского из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». До его смерти все восхищались им, любили, а после трагической смерти даже его невеста очень быстро забыла о нем. После же смерти Базарова, жизнь потеряла свой смысл только для его родителей. Ведь Евгений был их отрадой, их путеводной звездой. Для каждого родителя их дети являются смыслом жизни, а когда умирает ребенок, исчезает не только жизненная цель, но и большая часть души. Финальная картина природы говорит нам о её бесконечности, нетленности, чего нельзя сказать о человеческой жизни, которая по сравнению с природой проходит в одно мгновение. Обновлено: Опубликовал(а): sweetpeach Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|