|
Реализм и романтизм в романе «Герой нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)Одним из главных открытий М.Ю. Лермонтова является образ Печорина – главного героя романа «Герой нашего времени», который много раз в своём журнале говорит о своей двойственности. Обычно такая черта является результатом влияния среды дворян и светского воспитания. Но, скорее всего, в данном случае образ Печорина – сочетание отпечатка природного и общественного. Значит, в изображении героя есть как реализм (влияние социума на характер), так и романтизм (влияние природы, индивидуальности) Печорин чувствует в себе две стороны личности: мыслящую и действующую. Это и есть проявление двойственности, характерной в романтическом жанре литературы.
Герои романа и весь роман в целом имеют целью раскрытие образа главного героя – Печорина. Это тоже признак романтизма, где выделен один персонаж. Также вокруг него строится композиция произведения. Этим образом пронизан весь роман, объединённый в единое целое. Печорин изображён как уникальный человек, имеющий великий ум, стремлением к свободе, амбиции. Поэтому этого героя можно считать романтическим героем. Но в то же время Печорин – образ, олицетворяющий дворянскую интеллигенцию начала девятнадцатого века. Выходит, что он ещё и реалистический герой.
Печорин не лишён доброты: у Лиговских ему стало жалко Веру. Окончательное свидание с Мери захватило его настолько сильно, что он упал бы к её ногам. Григорий Александрович бросился в дом убийцы Вулича, подвергнув свою жизнь риску. Однако же в повести «Бэла» он открывается как эгоист, холодный человек. Крадёт Бэлу, не думая, что забирает её из родного дома. Такое действие можно объяснить только глубокой любовью, которой у Печорина, конечно же, нет. Ему безразличны чувства других, главное, чтоб не было скучно.
Но Лермонтов даёт читателю увидеть своего героя и с другой стороны – глазами автора. Именно в «Тамани» открывается весь духовный мир Печорина. Его привлекает свобода, которую воплощают в себе Ундина, Янко, слепой мальчик, которые живут вне закона. Однако Михаил Юрьевич не одобряет этих персонажей, как в романтизме, а показывает их реальную суть.
Во всей красе открывается характер Печорина в повести «Княжна мери». Повествование ведётся от лица героя. Нам представлено не просто события, а оценка поступков персонажа. Печорин разрушил отношения Грушницкого и Мери, после убивает его на дуэли. Пишет о заманчивости владения другим человеком, но не думает, имеет ли он на это право.
В завершающей роман главе «Фаталист» Печорин думает о вере и безбожии. Он, лишённый связи с богом, потерял основное – духовные ценности. Победив в борьбе с убийцей, наш герой впервые начинает действовать на общее благо. Так автор показывает шанс осознанных действий Печорина.
Лермонтов использует черты романтизма и реализма в романе, которые проявляются в образах персонажей, сюжетной линии, композиции, где олицетворение главной идеи романа – Печорин.
В произведении отдельные средства, характерные для романтической литературы, довольно точно подходят для использования в литературе реалистической. Так, двойственность отображает психологический портрет Печорина, как и пейзаж и портрет. Обновлено: Опубликовал(а): denaxen Внимание! Спасибо за внимание.
|
|