|
Честь и бесчестие. Человек на войне. (Распутин «Живи и Помни» (Школьные сочинения)Мы довольно часто в жизни слышим два слова: смелость и трусость. И все воспринимаем эти слова по-своему. Что же означают на самом деле эти понятия? Смелость – это умение взять себя в руки в момент страха. Смелый человек имеет храбрость смотреть проблемам прямо в глаза и идёт до конца в своих начинаниях. Смелый человек имеет терпение, огромную силу воли и цель, для достижения которой готов на многое. Трусливый же человек, если и имеет какую-либо задачу, то очень «подвижную»: если не получается – он с лёгкостью от неё откажется. Что делает одного человека – храбрым, а другого – боязливым? Многие умы человечества пытались ответить на этот вопрос в своих произведениях. Я хочу обратиться к пониманию смелости и трусости в произведениях нашей современной литературы. Валентин Распутин в повести «Живи и помни» раскрывает эти понятия через трагедию Настены и Андрея Гуськова в самое трудное время для всех - время войны. В произведении нет открытых сцен сражений, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. Но именно война оставила неизгладимый след в жизни героев, именно она раскрыла в Андрее низменные чувства, заставив пойти на измену себе, родителям, жене, Родине, и именно это время показало, что всегда есть люди, способные жертвовать собой ради других, рисковать ради других и верить в лучшее ради всех. Такой и была Настена. В центре внимания повести автор поднимает проблемы чести и бесчестия, любви и ненависти, верности и измены, смелости и трусости. Распутин показывает закономерность: смелость порождает надежность, постоянство, а трусость создает «нравственного калеку», человека, не заслуживающего уважения ни в одном обществе. Но также автор показывает, что человек, даже осознавая, что он делает не так, что его поступок губителен для него самого и для близких ему людей, не способен преодолеть низменные желания, если в нем не существует хоть семени храбрости. Что же побудило Андрея Гуськова выбрать неправильный путь? Главный герой хотел побыстрее вернуться домой, увидеть мать, отца, жену. Это желание подавляло все его чувства, разум. Он готов был на что угодно. В минуты страха и отчаяния перед смертью Андрей принимает роковое решение: «Навоевался, теперь пусть воюют другие». Так, в последний год войны после тяжелого ранения, выписавшись из госпиталя, отправился не в свою часть, как было приказано, а в своё село. «Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?» -такие мысли были в разуме дезертира. Он забыл о своём Отечестве, он думал только о дне в своем доме, рядом с женой и родителями. Но что-то в нем сломалось, что-то изменилось. Андрей уже не мог согласиться с мыслью вернуться обратно. Постепенно главный герой теряет прежнего себя, он начал сторониться всех. Без влияния человеческого общества Гуськов стал походить на животного. Самым акцентным моментом нечеловеческого образа жизни стала сцена, где старый волк обучал Андрея выть. Очень близко голос его сошёлся с волчьим, что герой стал выть «ночь от ночи». Для чего он это делал? Герой не так боялся, чтобы другие хищники приближались к нему, как того, что его увидят такого люди. Один лишь только человек мог приближаться к этому «существу», его жена. Настена- это яркий пример смелости. Как бы далеко Гуськов не заходил, девушка не теряла веры в него, доверялась ему во всем, хранила молчание, хотя она отлично понимала, что если его найдут, то и ей будет наказание как сообщнику. Что было бы, если Настена не защищала Гуськова от родителей, жителей деревни, людей, разыскивающих дезертира? Возможно, героиня смогла бы огородиться от слухов и унижений. Этим бы она предала мужа, но спасла себя. Девушка не испугалась, она смело принимала все тяготы судьбы. Однако счастье для любой женщины стало для Настены неприподъемным грузом. Героиня сильно устала от двойной жизни, ее нервная система не выдержала нагрузки. Она решает покончить с собой - также смело, как и жила, бросается в реку. Таким образом, измена одного человека способствовала смерти двум ни в чем неповинным людям. Рассуждая над понятиями «смелость» и «трусость», я пришел к выводу, бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь? Люди, не имеющие храбрости, вследствие страха и эгоизма теряют себя, отрекаются от общества, ими овладевают низменные желания, ведущие к саморазрушению, затрагивающие нередко близких им людей. Обновлено: Опубликовал(а): Ксюша4825 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|