Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Образование создает разницу между людьми (Дж. Локк) (ЕГЭ обществознание)

Джон Локк, английский философии и педагог, поднимает проблему социальной дифференциации общества, в системе которой образование является одним из критериев ее существования. Социальная дифференциация общества – процесс, связанный с разделением общества на группы, который, по утверждению социологов, существовал всегда: например, в первобытных племенах люди делились в соответствии с полом и возрастом. В зависимости от государств, развития общества, эпох решающими причинами становились разные критерии.

Озвученная проблема актуальна в условиях возрастающей коммерциализации образования, что способствует неподконтрольному индивиду расслоению в обществе. Закрытость образовательной системы, доступность ее только дворянам, мужчинам, белым или богатым делает социальные группы изолированными, а мобильность, на сегодня, в век знаний и информации во многом связанную с образованием, катастрофически низкой.

Я частично согласна с утверждением Локка, что образование создает разницу между людьми, т.к. в анализе проблемы могут быть применены два подхода: первый отталкивается от социального неравенства, которое заранее ограничивает доступ к образованию некоторым слоям населения (в зависимости от доходов, пола, происхождения), а второй – о последствиях недоступности образования, получение которого делает разницу между социальными группами необъятной.

Наличие образования в той или иной области, - пользуясь концепцией Вебера, - обуславливает авторитет личности, его престиж, статус, что в условиях и без того привилегированного доступа к образованию увеличивает социальное неравенство, отдавая всю полноту власти одной группе.

Так, в 1887 году постановление, прозванное «циркуляром о кухаркиных детях», ограничило доступ к образованию детям низших слоев населения. По утверждению писателя К.Чуковского, на основании этого циркуляра его исключили из Одесской гимназии.

Вирджиния Вулф, английская писательница-модернистка и феминистка, родившаяся в викторианскую эпоху и не получившая образования в связи со своей половой принадлежностью, писала: «Возраст создает один барьер, пол – второй, ученость – третий», подчеркивая многообразие критериев социальной дифференциации общества, в которой образование, особенно в эпоху возрастающей ценности информации, играет далеко не последнюю роль.

Право на образование – одно из важнейших человеческих прав, и образование не должно быть привилегией. У той же Вирджинии Вулф была поразительная аналогия – а что, если бы у Шекспира была столь же талантливая сестра, которая по причине пола не смогла бы развить свои способности. Скорее всего, она бы повесилась, выносит приговор писательница.

Т.е. с одной стороны, получение образования – это уже привилегия и уже зафиксированное последствие неравенства. С другой – будь И.Бродский, при прочих равных условиях с другими, профессиональным переводчиком, имеющим соответствующий диплом, то его, скорее всего, не обвинили бы на знаменитом суде 1964 года в тунеядстве и не отправили бы в ссылку. То есть образование, в случае Бродского, обуславливает его профессиональный авторитет.

Или, например, возьмем Катю и Лену – Катя поступила в МГИМО на факультет международной журналистики и стала пиар-менеджеркой в большой компании, а Лена никуда не поступила и перебивается случайными заработками в разных качествах. Но если пойти глубже, то Катя, может быть – из интеллигентной московской семьи, которая смогла оплатить ей репетиторов по подготовке к выпускным экзаменам или само обучение, а Лена – из московской области, из поселковой школы, из семьи рабочих. И у них были заранее неравные шансы на «социальный лифт». А вот если бы Катя и Лена находились на одних и тех же социальных диспозициях, то можно было бы сказать, что именно образование сыграло решающую роль.

А вот Октябрьская революция 1917 года в России сделала образование общедоступным –

в идеологической базе марксизма заложен принцип всеобщего равенства. Были организованы ликбезы. В результате революции мобильный скачок был осуществлен целым классом, без разделения на мужчин и женщин. Результатом распространения действительно доступного образования является увеличение квалифицированных специалистов, ученых, художников, писателей и писательниц, что способствует развитию благосостояния страны, нации и мира.

Но таким образом, образование не только является причиной, но и также и следствием социального неравенства, и здесь можно руководствоваться моделью К.Маркса, который разработал классовый подход, согласна которому в обществе есть класс пролетариев и класс собственников. Согласно этому подходу, именно класс собственников, класс богатых может осуществлять свои потребности в сфере образования, духовности, осуществлять власть.

На основе приведенных примеров, можно сделать вывод, что образование действительно создает разницу между людьми – например, в перспективах продвижения по социальной лестнице. Но в большинстве случаев, по моему мнению, – все-таки ее усугубляет.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.