|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Анализ повести «Метель» (Часть II) (Пушкин А. С.)Финальная встреча Марьи Гавриловны со своим «законным», но не узнанным ею мужем также представляет традиционный для романтизма сюжетный ход (ср.: «Роман и Ольга» А. Бестужева, «Отеческое наказание» И. Панаева). Но подается он у Пушкина в подчеркнуто сниженном реалистическом окружении: вернувшийся с войны молодой офицер «с интересной бледностию» решает приволокнуть за богатой и свободной от женихов соседкой по имению, которая оказывается... его собственной женой. С одной стороны, в этом опять-таки дань случаю: человек вновь оказывается включен в ряд ситуаций, над которыми он не властен. Однако, с другой стороны, у Пушкина все происходящее закономерно: бедный армейский прапорщик, который, конечно, не пара Марье Гавриловне, погибает, а знатный и богатый Бурмин, ветрено поступивший четыре года назад, остается жив и встречается со своей женой. В конечном итоге пушкинский герой оказывается включенным не только в цепь анекдотических случайностей, но и в целый ряд социально-исторических закономерностей. Однако нельзя считать, как это полагает Н. Я. Берковский, что в финале Марья Гавриловна находит наконец-то свое обетованное ненарaдoвское счастье. Ибо семейное счастье, по Пушкину, никогда не является синонимом отказа от общественной жизни. Несмотря на несколько ироническое отношение к героям, на их привязанность к романтическому канону (в решительном объяснении с Бурминым Марья Гавриловна вспоминает «Новую Элоизу» Ж.-Ж. Руссо, первое письмо Сен-Пре), Пушкин не развенчивает героев и не осуждает их быт. Наоборот, именно через быт Пушкин поднимает сложные бытийные проблемы: что есть счастье? от чего оно зависит? должен ли человек сам за него бороться или ждать удобного случая? Подобные вопросы для Пушкина в 30-е годы приобретали биографическое звучание: многочисленные «метели» бушевали в судьбе самого поэта. Метель в повести символична. Это символ запутанных человеческих отношений, сложных сцеплений человеческой воли и обстоятельств. Тем более что в повести есть и жертва судьбы – Владимир, все усилия которого пробиться сквозь «метель» к своему счастью оказываются тщетными.
Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Внимание! Спасибо за внимание.
|
|