Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ повести «Метель» (Часть II) (Пушкин А. С.)

Финальная встреча Марьи Гавриловны со своим «законным», но не узнанным ею мужем также представляет традиционный для романтизма сюжетный ход (ср.: «Роман и Ольга» А. Бестужева, «Отеческое наказание» И. Панаева). Но подается он у Пушкина в подчеркнуто сниженном реалистическом окружении: вернувшийся с войны молодой офицер «с интересной бледностию» решает приволокнуть за богатой и свободной от женихов соседкой по имению, которая оказывается... его собственной женой.

С одной стороны, в этом опять-таки дань случаю: человек вновь оказывается включен в ряд ситуаций, над которыми он не властен.

Однако, с другой стороны, у Пушкина все происходящее закономерно: бедный армейский прапорщик, который, конечно, не пара Марье Гавриловне, погибает, а знатный и богатый Бурмин, ветрено поступивший четыре года назад, остается жив и встречается со своей женой. В конечном итоге пушкинский герой оказывается включенным не только в цепь анекдотических случайностей, но и в целый ряд социально-исторических закономерностей.

Однако нельзя считать, как это полагает Н. Я. Берковский, что в финале Марья Гавриловна находит наконец-то свое обетованное ненарaдoвское счастье. Ибо семейное счастье, по Пушкину, никогда не является синонимом отказа от общественной жизни. Несмотря на несколько ироническое отношение к героям, на их привязанность к романтическому канону (в решительном объяснении с Бурминым Марья Гавриловна вспоминает «Новую Элоизу» Ж.-Ж. Руссо, первое письмо Сен-Пре), Пушкин не развенчивает героев и не осуждает их быт. Наоборот, именно через быт Пушкин поднимает сложные бытийные проблемы: что есть счастье? от чего оно зависит? должен ли человек сам за него бороться или ждать удобного случая? Подобные вопросы для Пушкина в 30-е годы приобретали биографическое звучание: многочисленные «метели» бушевали в судьбе самого поэта. Метель в повести символична. Это символ запутанных человеческих отношений, сложных сцеплений человеческой воли и обстоятельств. Тем более что в повести есть и жертва судьбы – Владимир, все усилия которого пробиться сквозь «метель» к своему счастью оказываются тщетными.

Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.