|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
«Каменный гость». Анализ трагедии (Часть I) (Пушкин А. С.)Герой пушкинской трагедии Дон Гуан – герой не новый литературе. Образ Дон Жуана зафиксирован в ряде европейских легенд, в пьесе Тирсо де Молина, в комедии Мольера, в опере Моцарта и т. д. Иными словами, Пушкин разрабатывает готовую европейскую тему. Что же нового внес русский национальный поэт в ее трактовку? Дон Гуан Пушкина не «оскорбитель святынь», это человек эпохи Возрождения. Но полнота его бытия – призрачна. Все богатство личности реализуется только в любовных отношениях. Мы не можем не сочувствовать этому герою: для обрисовки его образа Пушкиным использовано много интимных красок. А. Ахматова в статье о «Каменном госте» говорит, что пьеса объясняется биографией поэта. Пушкин творит ее, находясь на границе двух этапов, в переломный момент между своей прежней жизнью Дон Жуана и новым для него ощущением – настоящей любви. В трагедии присутствуют два типа понимания и отношения к любви (что уже встречалось у Пушкина в «Бахчисарайском фонтане» в образе двух его героинь – Заремы и Марии). Это не только два момента биографии Пушкина, но два исторических типа любви. Первый тип реализуется в образе Лауры (кстати, этого персонажа не было ни у одного из предшественников Пушкина). Лаура – это страсть, не связанная с глубиной человеческой личности, только форма проявления чувства. И в этом Лаура – двойник Дон Гуана. Об этом типе людей С. Кьеркегор говорит: «Дон Жуан – соблазнитель, он обладает не душевной любовью, а чувственной». В Лауре живет любовь, в которой нет человеческого начала, ей все равно, кого любить. Такая страсть не предполагает широкого взаимообогащения. И Лаура – всего лишь служительница чувственной любви. Она преступает все нравственные границы. Любовь для Лауры, как искусство для Сальери, не связана с остальной жизнью, со всей ее широтой. Таким образом, оказывается, что самая сильная страсть не есть гениальная любовь.
Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Внимание! Спасибо за внимание.
|
|