|
Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» (Толстой Лев Н.)Лев Толстой, как великий писатель, стремился показать своих героев в динамике-они росли, духовно развивались, переносили различные испытания и потому меняли свои взгляды на жизнь. То же самое можно сказать и об Андрее Болконском, одном из главных персонажей романа-эпопеи “Война и мир”. Духовные искания являют собой главную тему развития его персонажа. Можно сказать, что всю жизнь он искал смысла, цели для своего бытия, и его судьбу можно разделить на две части: до Аустерлицкого неба и после. В начале своего жизненного пути Болконский ещё был неопытен и потому видел его в земной славе на поле брани, но после нескольких пройденных войн он понял, что есть нечто большее, чем мелочные интересы людей. Но невозможность постичь этот высший смысл морально измучила молодого человека, он потерял вкус к жизнь, и смогла вернуть его к ней только любовь Наташи Ростовой. Но и она не продлилась вечно, Болконский снова потерял духовный ориентир. И вот в конце его короткой, но блистательной жизни, на смертном одру князь Андрей, по словам Толстого, наконец увидел новую, неземную грань бытия, и ему открылся высший смысл, которого он так долго искал. Андрей Болконский, видимо из-за влияния своего отца, одного из последних “екатерининских орлов”, мечтал найти свое предназначение в войне и совершить подвиг невероятный храбрости, который бы сделал ему имя. Он усердно работал в Главном Штабе, был адъютантом самого Кутузова. Но на войне 1805-1807 годов во время Аустерлицкого сражения князь Андрей был ранен в голову и несколько часов пролежал в полусознательном состоянии под прекрасным австрийским небом и именно тогда он понял, что вся эта мимолетная слава, которую он ставил в качестве жизненной цели, ничто по сравнению с самой возможностью жить.Лицом к лицу встретившись со своим бывшим кумиром Наполеоном молодой человек уже не испытывает прежней радости. Наоборот, всё, что раньше было дорого ему, что дорого сейчас Наполеону-всё это Андрею стало чуждо. Он мучительно осознает, как он глубоко ошибался, ища удовлетворения амбиций молодости в славе. Именно после данных событий начинается духовное перерождение героя. В промежутке между войной 1805-1807 и Отечественной Войной 1812 года Андрей пробовал себя в разных занятиях, пытаясь найти свое место в меняющемся русском мире. Он, как дворянин, занимался управлением своего имения, причем со всей ответственностью. Потом Болконский поступил на государственную службу, стал первым соратником реформатора Сперанского. Но и этом деле Андрей разочаровался, спустя время оно стало казаться ему смешным и бессмысленным. Вернувшись в деревню, морально задыхающийся Болконский едет в гости к своему соседу помещику Ростову, по пути к которому случается знаменитая сцена первой встречи со старым дубом. Дуб выглядит совершенно мертвым, и, кажется, его уже ничто не спасет. Андрей принимает это за знак о том, что жизнь его кончена. Но вот у Ростовых он встречает Наташу Ростову, живую, подвижную, веселую девушку, и у любовь поднимает этих двух людей на новую душевную высоту. Герой выбирает новую цель своего существования-семейное счастье, от которого он прежде отказывался ввиду неудачного брака с несчастной Лизой. Но по молодости своей Наташа изменяет Андрею с Анатолем, и Болконскому становится уже совершенно всё равно, будет ли он жить или умрет. Именно поэтому он идет на войну 1812 года, где перед Бородинской битвой случается его знаменательный разговор с Пьером о бессмысленности войн. Он говорит, что вкусил слишком много от древа знаний, и потому его время скоро придет. И он был прав. На Бородинском поле его смертельно ранят, и в палатке госпиталя, когда Анатолю Курагину, с которым князь хотел драться на дуэли, отрезает ногу, Андрей испытывает совершенно новое и небывалое чувство, которое в обычной жизни людям недоступно-он полюбил его всей душой, как Иисус Христос и простил его за всё. От переживаемых эмоций Андрей плачет, как ребенок. Позже он борется мучительную болезнь, и неожиданно, когда его близкие считали, что Болконский пошел на поправку, Андрей как бы отказывается от дальнейшего земного существования, и ему перед смертью открывается новый смысл, тот самый, который он почувствовал, но не смог понять, когда вглядывался в небо над Аустерлицом. Герой умирает без сожаления и без страдания, потому что он исполнил в жизни всё, что мог, и отрекся от всего этого ради нового плана бытия. В итоге, духовные искания Андрея Болконского являются главной темой для самого персонажа и одной из главных для всего романа-эпопеи. Князь Андрей переживает серьезные жизненные испытания, которые делят его судьбу на до и после. В начале он видел смысл в земной славе, но к концу повествования приходит к выводу о том, что всё это ничто по сравнению с новым существованием рядом с Богом, которое открывается человеку после смерти. Обновлено: Опубликовал(а): popopodogrev Внимание! Спасибо за внимание.
|
|