|
Вечное и вещное в изображении Бунина (Бунин И. А.)Что должно быть важнее для человека- земные блага и удовольствия или мысли о вечном? Именно этому посвящены некоторые произведения русского классика 20 века Ивана Алексеевича Бунина. В его рассказах на первый взгляд разные понятие на самом деле глубоко связаны и тесно переплетаются. Писатель изображал мир роскоши и богатства, минутных ощущений, пустого и праздного времяпрепровождения и противопоставлял его миру нематериального, заботам о благосостоянии не тела, а души. По его мнению, люди, гонясь за экономическим достатком, начинают терять ориентиры в жизни, забывают о великих делах и возможностях и думают только о деньгах или наслаждениях. Те же, кто выбирают иной путь, то есть ищут духовного развития и стремятся к простоте и естественности, остаются непонятыми своими современниками, а часто- становятся предметом насмешек и презрения. Обратимся к произведению, любимому и выделяемому самим И.А.Буниным- рассказу “Чистый понедельник”. В центре повествования оказываются на первый взгляд похожие персонажи- и герой, и героиня молоды, богаты, холосты, здоровы и красивы. Но если мужчину больше беспокоят насущные дела, такие как вкусная трапеза в ресторане (“обед силен”), развлечения и подарки для любимой, мечты о будущей женитьбе, то девушка его мысли не разделяет. Сквозь такие детали, как портрет босого Толстого в её квартире, посещения монастырей и цитирования древних писаний мы можем понять, что её внутренний мир обращен к высокому, в ней есть стремление к Богу, но при этом ей не чужда и любовь к роскоши и комфорту. Все это приводит к внутреннему конфликту из-за столкновения двух противоположных желаний, развязкой которого становится уход главной героини в монастырь. Она все-таки решила посвятить свою жизнь служению религии, тем самым становясь духом частью чего-то большего, вместо того, чтобы бесследно исчезнуть после смерти вместе со своим бренным телом. Этот поступок, протест против привычного греховного образа жизни олицетворяет авторскую мысль об очищении общества. Но не всегда человек может или хочет сделать выбор в пользу “вечного”. Порой такая проблема может касаться целых социальных слоев, что и описано Буниным в другом его рассказе “Господин из Сан-Франциско”. На теплоходе с символичным названием “Атлантида”, намекающем на близость его пассажиров с жителями древней и некогда могучей страны, ныне погребенной под толщами вод, представлен мир богатых во всей его красоте и порочности. Обитателей корабля окружает блеск и изящество, на самом деле лишь прикрывающие проступающую во всем фальшь (взять хоть “влюбленную” пару, в действительности нанятую для развлечения пассажиров). Они не задумываются о печальной судьбе своей, на неминуемой и трагический финал которой намекает и образ бушующего, ревущего за бортом океана, готового поглотить корабль в любой момент, и появление в финале рассказа Дьявола на Гибралтарских скалах, следящего за “адской машиной”. Этому печальному виду автор противопоставляет на первый взгляд обычных жителей острова Капри: красавца-рыбака Лоренцо, рисующегося своими лохмотьями и глиняной трубкой; двух горцев, снявших шапки и зашептавших наивные и радостные молитвы при виде статуи Богородицы, величественно и кротко стоящей в гроте горной стены. На самом деле эти второстепенные персонажи представляют собой большую идейную ценность для писателя, ведь они олицетворяют его идеал правильной человеческой жизни, простой и полной в своем естественном течении. К слову, изображены эти герои на совершенно отличном от пассажиров Атлантиды фоне: их окружает не туман, не страшное в своей мощи море- нет, вокруг них расцветает прекрасный утренний пейзаж островной Италии с неясными очертаниями гор, залитым светом пространством и синевой морской воды. Итак, “вечное” и “вещное” в рассказах Ивана Алексеевича Бунина неотрывно связано друг другом, что проявляется и в изображении, и в противопоставлении этих понятий. Целью автора является выделение значимости духовного начала в жизни человека при помощи изображения мелочности и минутности экономических благ. Этому служат и окружающие персонажей различные пейзажи, и образы-символы, и детали. Обычно мир роскоши и богатства изначально окружает героев, и уже по ходу развития сюжета они для себя решают, что им важнее- тело или душа, настоящее или вечность. Бунину, конечно, симпатизируют именно те личности, которые могут возвыситься над всей грязью и “футлярностью” жизни. Тем же, кто делает осознанный выбор в пользу материального писатель оставляет грозное предупреждение: за праздность, беспечность, забвение духовности в погоне за благами и удовольствиями писатель сулит существовавшему тогда и существующему сейчас обществу потребления настоящую катастрофу, крах, главной причиной которого будут сами люди. Обновлено: Опубликовал(а): popopodogrev Внимание! Спасибо за внимание.
|
|