|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Самые злободневные этические проблемы российского делового общения (*Общие критические статьи)На мой взгляд, наиболее злободневной этической проблемой в российском деловом общении является невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации. Простыми словами - воровство. Это проявляется на самых разных уровнях. Практически нет такого повара, который не выносил бы ежедневно сумками продукты с кухни. Широко процветает воровство в магазинах, если нет должного внимания со стороны руководства. Почти нет таких офисных работников, которые не распечатывали бы свои документы на рабочем принтере, не использовали бы корпоративный телефон и интернет в личных целях, не уносили бы домой бумагу, канцтовары. Причем такие "мелочи", как правило, не воспринимаются негативно и не вызывают стыда. А масштаб воровства возрастает по мере движения по карьерной лестнице. Наемные управленцы не выносят шариковые ручки, но зато нередко получают "откаты", списывают хорошую мебель и оргтехнику и т. д. Возможные меры по борьбе с воровством: - повышение зарплаты, введение системы материальных и нематериальных поощрений, повышение наказания за воровство - для искоренения так называемого "компенсационного воровства" (когда человек считает, что стоит больше, и потому не боится потерять работу); - введение коллективной ответственности - для искоренения покрывательства чужого воровства; - внимательная работа с отчетами, использование специального программного обеспечения, мониторинг цен - для искоренения откатов; - установление видеокамер; - этическая работа с персоналом. Другая этическая проблема - жадность, которая проявляется в нежелании руководителей повышать заработную плату, в уходе от налогов, в завышении цен, в снижении качества товара и услуг и т.д. Желание сиюминутной наживы притупляет способность предвидения экономических последствий: ведь если не повысить зарплату хорошему сотруднику, он уволится, а это затормозит развитие бизнеса; если платить сотрудникам серую зарплату, можно подвергнуться высоким штрафам; если завышать цены или не заботиться о качестве, можно потерять клиентов и т.д. Но тем не менее жадность в российских компаниях процветает. Например, только половина моих знакомых имеет "белую" зарплату, а подавляющее большинство не получает доплату за переработки и увеличение обязанностей. Возможные меры по борьбе с жадностью: - социальная реклама через средства массовой информации; - ужесточение наказания за "серые" и "черные" зарплаты. Наконец, третья актуальная этическая проблема - безоговорочное подчинение руководству. Правда, в отношении российской действительности я бы перефразировала эту проблему следующим образом: пассивность сотрудников. Большинство людей, вопреки требованиям профессиональной этики, обсуждают деловые вопросы дома и рассказывают о деловых ситуациях друзьям, но непосредственно на работе ведут себя очень пассивно: не спорят с начальством, не высказывают предложений, не пытаются доказать собственную правоту. Вероятно, это объясняется страхом личной ответственности, выработанным и в дореволюционной России (большая часть населения оставалась бесправной), и в СССР (личная ответственность сменялась коллективной). Возможные меры по борьбе с пассивностью сотрудников: - привлечение сотрудников к решению каких-либо проблем компании; - внедрение системы материальных и нематериальных поощрений; - прозрачная система движения по карьерной лестнице в компании; - искоренение кумовства в компании. Все перечисленные этические проблемы наносят ущерб прежде всего самому бизнесу: воровство на всех уровнях бьет по материальной базе, жадность руководства приводит к упущению возможностей, пассивность сотрудников тормозит развитие дела. Решать эти проблему необходимо "сверху". Руководители должны не только требовать от сотрудников соблюдения этических норм в деловом общении, но и сами быть образцами этичного поведения. Обновлено: Опубликовал(а): Ю.Ю.Морозова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|