|
Проблема чести и совести (по К. Г. Паустовскому) (ЕГЭ по русскому)Совесть – одна из составляющих души человека. Люди, обладающие ей, отвечают за свои поступки и деяния. Совестливый человек пойдет на отчаянные меры только в особых случаях, ради благой цели. Может ли человек поступиться совестью ради спасения своих близких? Будет ли такой поступок считаться грехом? Именно над этими вопросами заставляет нас задуматься Паустовский. Рассказывая историю старика, автор заостряет внимание на том, как важно сохранить свою совесть и честь. Старый повар – честный человек, некогда совершивший кражу для спасения смертельно больной жены. Желая исповедаться, он рассказывает историю о случившемся молодому человеку, пришедшему в дом старика. Юноша, которым оказался великий композитор В. А. Моцарт, не только выслушал и заключил, что содеянное не являлось кражей, а подвигом; но и воспроизвел музыкальное произведение на клавесине, которое помогло повару восстановить образ любимой жены. Автор восхищается честностью и благородством старика. Но все же, он пытается предостеречь читателя от подобных поступков, за совершение которых вас может мучить совесть до конца жизни. Я солидарна с мнением автора. Не всякий поступок можно простить и вынести, тем более если он не был направлен на реализацию благой цели. Позиция Моцарта, относительно подвига любви, мне также кажется верной. Но, я думаю, что бывают такие люди, которые ставят для себя «великие цели», не являющиеся таковыми по отношению к другим. И ради таких целей идут на преступление, предательство, нарушение собственных моральных принципов. Одним из таких является главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он разработал теорию, согласно которой люди делились на две группы: «право имеющие», то есть те, которые могут и должны совершать преступления на благо человечества; и «твари дрожащие» - ничтожные, никудышные люди, живущие в смирении и ни при каких обстоятельствах не идущие против закона. По мнению Раскольникова, спасение человечества является целью, оправдывающей любые средства. Пытаясь доказать свою теорию, Родион идет на убийство старухи-процентщицы. Он верил, что его поступок был совершен «во имя спасения человечества». В итоге, результат и средства преступления не совпали с высокими целями, которые провозглашал Раскольников. Но цель его и не была благой. Она указывает на неправильность и негодность таких средств, как убийство. И ради этого стоит поступиться честью и совестью? Думаю, нет. Ведь убийство – есть особо тяжкое преступление, которое наказуемо. А также, это грех, угрызение совести, которое не оставит вас даже перед смертью. И замолить такой грех не удастся. Кроме того, данная проблема затронута в очерке Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Катерина, будучи замужней женщиной, страстно влюбилась в простого работника Сергея. И ради собственного счастья и настоящей любви она была готова на любые жертвы и нарушение всех моральных устоев. Женщина без всяких угрызений совести убивает супруга и свекра, а также невинного ребенка. Всепоглощающая страсть Катерины к Сергею уничтожает в ней чувства сострадания и милосердия. Но в то же время в ней просыпаются смелость, жестокость, способность бороться за свое счастье. Поступок Катерины не имеет оправдания. Любовь, нежность – такие прекрасные чувства, но столь ужасны деяния для их приобретения. Катерина просто сильно любила, но стала жертвой собственных чувств и эмоций, подтолкнувших ее на преступления, которые полностью разрушают ее жизнь. И хоть ее не мучила совесть, но как было сказано выше, убийство – это грех, который нельзя простить. Таким образом, поступиться совестью ради спасения близких можно, но ради своих эгоистичных целей – нет. Тем более, если приходится страдать другим людям. Раз уж цель благая, то всем должно быть хорошо. Обновлено: Опубликовал(а): Чумичева Виалетта Игоревна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|