|
Вы здесь: Критика24.ру › Детские народные сказки
Русские сказки о животных (Детские народные сказки)
В сказках о животных в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду и т. д. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень — широкие поля, зеленые леса... В волшебных сказках речь идет о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах-землепашцах, охотниках и рыболовах — их подданных. В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа — древняя, феодальная Русь, когда жили цари, попы и баре и кормившие их и охранявшие страну от набегов врага трудолюбивые, храбрые и неунывающие мужички. В статье „О сказках", вспоминая о няне, М. Горький писал: „По сказкам ... выходило, что... все на земле глуповато, смешно, плутовато, неладно, судьи — продажны, торгуют правдой, как телятиной, дворяне-помещики — люди жестокие, но тоже неумные, купцы до того жадны, что в одной сказке купец, которому до тысячи рублей полтины не хватало, за полтинник продал ногайским татарам жену с детьми... Я думаю, что уже тогда сказки няньки и песни бабушки внушили мне смутную уверенность в том, что есть кто-то, кто хорошо видел и видит все глупое, злое, смешное, кто-то чужой богам, чертям, царям, попам, кто-то очень умный и смелый". В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, продажность и т. д. Читая сказки о животных, задумайтесь над тем, с какой целью была создана каждая из них, и вы почувствуете, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие, жизненно важные идеи, составляющие суть морального кодекса народа. Часть сказок явно создана в назидание ребятам. О чем, например, уже известная вам сказка „Колобок"? О неразумном хвастовстве, гранича щем с глупостью. А что произошло в сказке „Кот, петух и лиса" с петухом, не послушавшимся кота? Съела его лиса! „Пришли домой вечером кот со стариком и петуха не нашли, только хвост да перья ветром разнесло; сколько ни горевали, а после сказали: „Вот каково не слушаться!" А сколько веселой выдумки и смеха над лентяями в сказке „Курочка, мышка и тетерев!". Так и вспоминается побасенка о Тите: — Тит, иди молотить... — Брюхо болит! — Тит, иди щи хлебать... — Где моя большая ложка? Но сказки о животных создавались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи веселой выдумки, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и прежде всего глупость. Воплощением глупости в сказках нередко является волк. Его глупость — глупость жестокого и жадного зверя. Тем более она опасна! Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости — вот что утверждают сказки. Противником волка часто выступает лиса. Эта „кумушка-голубушка" нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. И все же было бы ошибочно говорить о лисе как о положительном персонаже. Хитрость, смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса — такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки („Лиса, заяц и петух"), съедает птенцов дрозда („Дрозд Еремеевич") и т.д. И за эти свои поступки она жестоко расплачивается. Особенно интересна сказка „Старая хлеб-соль забывается". Казалось бы, лиса спасла мужика от гибели: волк — в его руках, и крестьянин должен быть ей благодарен. Но стал он „отворачивать голову" волку да „задел и лису по голове" — и убил ее, приговаривая: „Старая хлеб-соль забывается!" Хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана. Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд, могучий, но глупый медведь, строптивая коза-дереза и т.д. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка и пр. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы. Ведь тем удивительнее победы! А объясняются они их трудолюбием, добротой, дружбой, чувством коллективизма. Есть среди сказок о животных (правда, их немного) и такие, в которых осуждаются общественные пороки. Превосходна, например, сказка „Лиса и Котофей Иваныч". Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря лисе становится Котофеем Иванычем — „начальником" над всеми лесными животными. Самые сильные звери леса — медведь и волк — с „подношением" приходят тайно посмотреть на него и попадают в трагикомическое положение... Сатирой на старое судопроизводство являются „Сказка о Ерше Ершовиче" и „Ворона". Наглость Ерша и Вороны, с одной стороны, глупость и неумение судей разбирать дела — с другой, становятся причиной страданий ни в чем не повинных рыб и кукушки. Источники:
Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|