|
Анализ образа Евгений Онегина: «А кто он такой и что у него есть?» (Пушкин А. С.)Бессмертное произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин» столкнулось с противоречивыми заключениями критиков-современников поэта. Е.А.Баратынский в своем письме к Александру Сергеевичу писал так: «Вышли у нас еще две песни Онегина. Каждый о них толкует по своему: одни хвалят, другие бранят и все читают». Особо безжалостной критике был подвергнут центральный образ романа, сам Евгений. И писатели, и критики узнавали в пушкинском герое измельчавшего Чацкого, персонажа А.С.Грибоедова. Но с какой целью отправил в этот литературной мир своего героя Александр Сергеевич? Евгений Онегин – не экстраординарная личность, а представитель определенной социальной группы: молодых дворян, неудовлетворенных уготовленной им судьбою. Недаром Ф.М.Достоевский называет Онегина «скитальцем», участь которого разделило все верхнее, стоящее над народом общество. Свет утверждает для таких людей каноны и определенные роли, которых им суждено придерживатьс, с самого начала их общественной жизни. Навязывая свои, но чуждые для нового поколения дворян мысли, идеи и жизненные приоритеты, социум превращает их в «скитальцев», неспособных ни избавиться от общественного гнета (от которого они непритворно страдают), ни кроить свою жизнь по-новому, индивидуальному образцу. Евгений не терпит насилия над личностью и его душа, защищаясь от агрессивно насаждаемых правил и устоев, порождает хроническую скуку. Несмотря на, казалось бы, беззаботное и обеспеченное детство Онегина, которое привило ему любовь к наслаждениям, он не был научен сам хотеть и желать чего-либо. Все стремления и желания были искусственно привиты обществом, ему оставалось лишь соответствовать. Он – молодой, богатый, милый и обворожительный дворянин с острым умом, умеющий завладеть вниманием и симпатией дам. Он – уставший от общества, красавиц и наук скиталец, разочаровавшийся в дружбе и потерявший интерес к жизни. В своей отчужденности от общества и мира, в своей холодности ко всему Онегин напоминает больше Печорина, нежели Чацкого. В рассуждениях героя М.Ю.Лермонтова не сложно узнать описание, подходящее и Евгению: «Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни<…> И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины». По этой же причине, Татьяна называет любовь Евгения к ней «мелким чувством». Она не смогла до конца поверить в существование искреннего, преданного и не эгоцентричного Онегина. Возможно, он и сам этому не верит. Живя по чужой указке, чувствуя то, что другие считали необходимым чувствовать, желая того, чего хотели остальные, Евгений Онегин потерял и себя, и жажду жизни. Лишь после странствий, он приходит к пониманию своей натуры и возвращается к Татьяне, но время давно упущено. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|