Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Жития святых (Литература XI—XII веков)

“Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя”

(Д. С. Лихачев)

Я думаю, немногие из нас читали житие, и уж точно единицы увлекаются этим жанром литературы. Практически никто из нас не знает историю жизни хотя бы одного православного святого или как минимум, то, что его имя есть в святцах. Почему же наши образованные современники так пренебрегают культурным наследием нашей страны?

Жития – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси наряду вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X – начале XI века.

В Древней Руси жития святых читали все люди, обладавшие грамотой. Благодаря чему и получили название «Четьи-минеи», что в переводе с древнеславянского означает – книги для чтения. Приставка «минеи» пришедшая к нам из греческого языка дословно переводится как «длящийся месяц». Это связано с тем, что жития относилось к определенным месяцам года, в которые их и нужно было читать. Так до конца первого учебного месяца, учись вы при храме в XII, вы должны были б прочитать «Память святых мучеников Фифаила и Фивеи», историю жизни святой Людмилы и Иосифа Волоцкого, Волоколамского чудотворца. Но что же нам известно о житиях, и что важнее - какой духовный опыт мы можем из них получить? Давайте обратимся к истории.

Жития святых – это жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных Русской Православной Церковью. Первые Жития святых являлись назидательными сказаниями о христианских мучениках, тем самым олицетворяя духовные идеалы Древней Руси. В дальнейшем, по мере развития этого жанра, жития были разделены на сборники: Минеи-Четьи, о которых мы упоминали ранее, Синаксарии (краткие жития святых) и Патерики (повествования о продвижениях какой–либо обители). В отличие от существовавших до этого «Жития отцов», новые истории жизни святых стали образными, приобрели оттенки художественности, скрасившие сухость свойственную предыдущим повествованиям.

Значительный вклад в формирования более доступного и понятного простому народу жития внес Симеон Метафраст, ученый агиограф, живший во второй половине X века. В житиях появился вымысел, литературный шаблон, передающийся от произведения к произведению, правдивость ушла на второй план, уступая свое место восхвалениям и извращенным формам нравоучений. Так, создавая житие о жизни святого, чье детство никому неизвестно, Симеон без зазрений совести писал: «В семье благочестивых родителей родился благочестивый отрок…».

Таким образом, сложилась композиция правильного жития. Оно должна была быть трехчленной и состоять из вступления, рассказа о жизни и деяниях святого от рождения до смерти и похвалы. Со временем появились и канонические черты жития:

• Оно составлялось после смерти праведника;

• Повествование велось от третьего лица;

• Композиция строилась по строгой схеме;

• Способом изображения героя была идеализация;

• Не изображалось развитие внутреннего мира героя, он избранник с момента рождения;

• Пространство и время были условны;

• В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности;

• Тон повествования был торжественным, серьезным.

Несмотря на все кардинальные изменения, внесенные в житие, его формат не престает меняться. Так в 2014 году вышла книга под названием «Святые в истории: жития святых в новом формате». Только задумайтесь, сколько было отступлений от исторических справок в житиях XI века, и представьте, как выглядит новый формат этих преданий, по сравнению со старым.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.