|
Образ Пугачева в романе «Капитанская дочка» (Пушкин А. С.)«Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удаётся стать им настоящему историку» В.О.Ключевский История была неотъемлемой частью жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина. Живя в эпоху перемен, будучи свидетелем того, как история зарождается у него на глазах, Александр Сергеевич не мог не заинтересоваться, не мог не увлечься ею. Рассматривая, анализируя такие важнейшие исторические аспекты, как народные движения и роль царей в жизни своих подданных, он стремился изучить историю как единое целое, понять её закономерности, законы, разгадать сущность русского народа. Он был единственным писателем, взглянувшим на историю с точки зрения философа и посвятившим читателей в тайны преображения общества. Пушкин был уверен, что лишь две движущие силы меняют жизнь людей: власть «сильных мира сего» и народный бунт, чья мощь способна переписать историю. Эти взгляды Александра Сергеевича и отразились в историческом романе «Капитанская дочка», а в особенности в образе Емельяна Пугачева. Впервые на страницах романа Емельян Пугачев предстает перед Петром Гриневым дорожным на пути в Оренбург. Облик встречного мужика еще не известен читателю, закрытый от взора разыгравшимся бураном. Но с первых минут знакомства становятся ясны черты характера Емельяна, ставшие основой его успеха в качестве предводителя народного движения: хладнокровие и смекалка. Гринев подмечает эти качества Пугачева: «Его хладнокровие ободрило меня <…> Сметливость его и тонкость чутья меня изумили». Незамеченной для нас не остается и сказочность, из которой соткан образ Емельяна Пугачева: и сама случайность его встречи с Гриневым, и мотив дороги, и образ бури, заставшей обоих в пути. Подчеркивает судьбоносность встречи и сон Петра, которого он «никогда не мог позабыть» и в котором было нечто «пророческое». Все говорит нам о сходстве этой главы романа с некой волшебной сказкой. Соответствует этому и атмосфера места, до которого добирается Гринев со своим вожатым, – постоялого двора, похожего на логово разбойников, на стенах которого весят винтовка и высокая казацкая шапка. «Я ничего не мог тогда понять из этого воровского разговора…» – подмечает Гринев. Эти детали, окружающие незнакомца, порождают недоверие к нему в сердцах читателей. И вот в свете лучины открывается нам внешность вожатого. «Наружность его показалась мне замечательна», – говорит Петр Андреевич о мужике лет сорока, широкоплечем, худощавом, с лицом, обрамленным черной бородой с проседью, на котором выделялись живые, сверкающие глаза, имевшие плутовское выражение. В дальнейшем последняя черта внешности бунтовщика будет неоднократно подчеркнута как самая знаменательная, отражающая весь характер Пугачева. Именно подвижные, сверкающие глаза – свидетели безграничной заинтересованности его в происходящем, отражающие живость ума, напористость нрава, динамичность души и силы его чувств. Его очи вместе с вороной бородой привлекают к себе внимание Гринева и читателей, как и сама личность яицкого казака. Пугачев – противоречивая фигура. С развитием событий все больше улетучивается ясность его образа, но четко проявляются двоедушие, двоемыслие. С одной стороны, Емельян – жестокий, свирепый человек, о чем свидетельствует его расправа над не присягнувшими ему жителями Белгородской крепости и «мера предосторожности», принятая в сторону башкирца-посыльного. С другой стороны, за личиной безжалостного царя скрывается Пугачев милосердный, благородный, которому не чуждо понятие чести. Эти черты его личности не раз проявятся в его отношении к Гриневу. Можно смело сказать, что Емельян обладает истинно русским характером, которому свойственна широта души и чувство долга. Не зря Лжецарь придерживается принципа «Казнить так казнить, миловать так миловать» и отстаивает права сироты, оставшейся в Белгородской крепости, не способный позволить бесчинство своих людей над подвластным ему народом. Нарисованный Пушкином портрет мятежника и разбойника не вызывает в читателях ни отвращения, ни ненависти по отношению к нему, которое стараются привить народу сподвижники Екатерины II. В этом отражается отношение народа к Пугачеву. Но каково оно? Пугачев – изменник и преступник, и вместе с тем народный герой. Его близость с простыми людьми многократно подчеркивается Александром Сергеевичем через речевую характеристику своего персонажа. Речь Емельяна изобилует пословицами и поговорками, иносказательными выражениями и простонародными песнями, которые он распевает в кругу своих приближенных. «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок», «Долг платежом красен» и бурлацкая песня – все это сближает его с народом посредством языка. Емельян Пугачев – национальный предводитель, за которым готов следовать простой, удрученный невзгодами и лишениями человек. Один из главных посылов Пушкина в романе – необходимость во враге увидеть человека. И Петру Гриневу посчастливилось увидеть человека в Пугачеве: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня./…/ В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которым он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время». В этих словах, которые молодой офицер не смог сказать самому Емельяну, раскрывается его отношение к мятежнику, его понимание значимости роли Пугачева в истории Отечества. Сочувствие, сострадание, милосердие – вот те материи, из которых сплетена и сцена казни Емельяна, где он, заметив в толпе Петра, кивнул ему головой. Сам факт появления офицера на казни Пугачева является ничем иным как знаком полного принятия, вечного прощения и безграничного сочувствия к яицкому казаку, чья жизнь нашла свое завершение. И Пугачев это понимает и благодарит Гринева. До XIX века имя Емельяна Пугачева было под запретом, а вся информация, связанная с Пугачевщиной, не была достоянием широкого круга людей. Александр Сергеевич Пушкин первым повествует нам о народном восстании, «бессмысленном и беспощадном», как любой русский бунт. Он представляет нам восстание рационально и объективно, но и не скрывает своей точки зрения. Несмотря на то, что правительство Екатерины II определяло Пугачевщину как «бунт местного казачества», Пушкин видит в этом «великую обширность» революционного движения. Александр Сергеевич понимает как всю важность событий 1773 – 1775 годов, которую он подчеркивает развитием личности Пугачева в прогрессе, так и неоднозначность образа народного вождя. Если в пушкинском труде «История Пугачевского бунта», предшествующем написанию «Капитанской дочки», Емельян показан как бессмысленно жестокий, кровожадный человек, то в романе он многогранен, способен быть милостивым и благодарным. Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин верил в возможность преобразования русского общества, преобразования, которое должна совершить истинная личность, за коей пойдет народ и коей поверит простой человек. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|