|
Вы здесь: Критика24.ру › Тургенев И. С.
Анализ 13 главы романа И.С.Тургенева «Отцы и деты» (начало перерождения Базарова) (Тургенев И. С.)Тринадцатая глава романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является основополагающей в развитии сюжета произведения, ведь именно в ней происходит первый толчок к перерождению Базарова, что влечёт за собой резкую смену действий. В этой главе Базаров встречает своих последователей – нигилистов, в которых тут же разочаровывается. Евгений всегда считал, что нигилистов много (он говорит об этом Павлу Петровичу во время их спора), а приехав к Кукшиной и Ситникову, он видит лишь пародию на последователей, которые, ничего не зная и не умея, только гоняются за модой на «свободомыслие». Ситников – первый «нигилист», которого встречают Евгений и Аркадий в этой главе. Он считает себя учеником Базарова, подобострастничает и пресмыкается перед ним. Но он – кривое зеркало нигилизма, ведь, не имея собственных убеждений, он только следует за модой, высказывая людям лишь те мысли, которые он почерпнул у других. Пародией на нигилистов является и Кукшина. Она, освободившись от сущности женщины, не став образованной, базируясь на мнении других, исказила все нигилистские идеи, преподнося их только в виде развязности в своём поведении. Аркадий, боготворящий Базарова, увидев Ситникова и Кукшину, ещё раз убедился, что его друг – лучшее проявление течения нигилизма. Но поведение псевдопоследователей, опошляющих все его взгляды, повергает его в шок. Он осознаёт, что у нигилистов нет той реальной поддержки, о которой говорил Базаров. В нём появляется сомнение в правильности своих идей. Он уходит от Кукшиной разочарованным, сказав, что всё стало похоже «на Бедлам». Базаров, как и Аркадий, видит упадок того учения, которое он пытался донести людям, и которому он отдавался всем сердцем. Евгений в первый раз объективно оценивает проявление нигилизма в обществе, и поэтому с Кукшиной и Ситниковым он ведёт себя так, как они этого заслуживают: говорит холодно, не высказывая своих идей мнимым нигилистам. Уйдя от Кукшиной, он был настолько зол, что сравнил Кукшину – «высоконравственное явление» – с кабаком. Таким образом, эта глава является переломной. В ней в Базарове появляется первое зерно сомнения, которое впоследствии изменит его. В этом и заключается идейный смысл главы. Обновлено: Опубликовал(а): Adam Loop Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|