|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр Стихи
Мы встречались с тобой на закате. (Блок Александр Стихи)* * *
Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив.
Были странны безмолвные встречи. Впереди - на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний - Не приемлет лазурная тишь... Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды, Всё померкло, прошло, отошло.. Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
Историко-биографический материал История создания и дата написания стихотворенияВ стихотворениях начала 1900-х годов отразились отношения поэта с его будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика. Место стихотворения в творчестве поэта Стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». В этот период центральным в поэзии Блока был образ «Величавой Вечной Жены». Главная тема стихотворения Тема любви Лирический сюжет Лирический герой вспоминает о своих встречах с возлюбленной и горько сожалеет о том, что все прекратилось. Проблема стихотворения Невозможность соединения реального с идеальным. Композиция стихотворения Композиция кольцевая. В последней строфе автор снова возвращается к образам первой, на этот раз окончательно стирая контуры реальности. Лирический герой В лирическом герое происходит раздвоение. Он существует в двух мирах. Преобладающее настроение, его изменение Минорные мотивы. Легкая грусть постепенно перерастает в отчаянье. Цветовая гамма стихотворения.
1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.
2-я строфа. Тёмный фон их встречи.
3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.
4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом. Жанр Любовная лирика Строфа 4 строфы четверостишия Основные образы Образ героини двойственный. В нем видны черты реальные «белое платье», «веслом рассекала залив», противопоставленные «утонченности мечты». В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.
В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.
Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы).
Встреча героев происходит на закате, окутанном вечерним ореолом таинственности, это уже изначально свидетельствует о «закате» отношений. К тому же они встречаются на фоне реки, которая олицетворяет необратимое течение времени. Она «веслом рассекала залив», как бы нанося удар по чувству, которое уносит течение реки.
У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.
Но их свидания были романтичны, пронизаны тайной, которые скрывал вечер. Образ вечерних свечей подчеркивает чистоту и непорочность их отношений.
Её образ скрывается, ускользает, его тоже уносит течение реки. Образ Её неуловим, расплывчат: мы видим только очертания стана в белом платье (« Я любил твоё белое платье»). Она безмолвна, непостижима, непорочна. Её образ он боготворит.
Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, «утончённость мечты разлюбив».
Но реальность не приемлет их встреч. Поэтому в 3-ей строфе четко выражен мотив расставания : « …приближений , сближений , сгораний – не приемлет лазурная тишь …» . Эти строки являются границей между отношениями героев. Наличие тире и многоточия еще раз этот разрыв подчеркивают.
Но Ее образ для героя – источник вечного счастья, вечной радости, красоты . Несмотря на то что в душе героя осталась пустота : «… ни тоски , ни любви, ни обиды , все померкло ,прошло , отошло …», последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло .» - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви. Лексика стихотворения Нет специальных слов и неологизмов. Использовано устаревшее «панихида». Поэтический синтаксис в стихотворении использовано очень много эпитетов («золотое весло», «бледная краса») и метафор («утонченность мечты», «голоса панихиды», «лазурная тишь») Изобразительные средства иносказания Использованы эллипсис («приближений, сближений, сгораний») и инверсии («были странны вечерние встречи»). Звукопись аллитерация – [ж/г] Доминируют гласные «е, и» – нежность светлость; «о» – восторг; «а» – великолепие.
Согласные «в, л» – символизируют ласковое, обволакивающее, приятное.
Эти звуки наполняют стихотворение музыкальностью, напевностью, величием. Размер Трехстопный анапест создает впечатление накатывающих на берег волн, чему соответствует ряд деталей: «залив», «песчаная коса», «у берега рябь и камыш», «весло», «вечерний туман».
Стопа трехсложная с ударением на третий слог. Ритм и рифма. Способы рифмовки Рифма перекрестная |
|