|
Вы здесь: Критика24.ру › Булгаков Михаил
«Мастер и Маргарита» (история создания, тема) (Булгаков Михаил)Булгаков работал над романом с 1920-ых г. до конца жизни. Закончив первую часть романа Булгаков, оставляет его в сторону на некоторое время. Впоследствии он его сжигает. Причины этого поступка не известны. Возможно, он не смог справиться с бушующими эмоциями и чувствами. Мастер, который является главным героем романа, также сжигает свою рукопись (рассказ о Понтии Пилате и Иешуа). Причиной этого была боязнь быть непонятым обществом. Булгаков, судя по всему, тоже боялся реакции общества, ведь роман изобличал все пороки современного ему общества. В 1931 г. Булгаков вернулся к работе над романом. Над второй редакцией он работал долго, до 1836 г. У неё был подзаголовок “Фантастический роман” и несколько названий: 1. “Великий канцлер”, 2. “Сатана”, 3. “Вот и я”, 4. “Шляпа с пером”, 5. “Черный богослов”, 6. “Он появился”, 7. “Подкова иностранца”, 8. “Он явился”, 9. “Пришествие”, 10. “Черный маг” 11. “Копыто консультанта”.
В черновых набросках этой редакции появляются Мастер и Маргарита. В 1936 г. приступил к работе над третьим изданием – “Князь тьмы”. В 1937 г. Булгаков дал роману название “Мастер и Маргарита” и обозначил даты 1928-1937. С этой редакцией началась непрерывная работа над шедевром. Впервые её опубликовали 1966 г. в журнале “Москва”.
Тема. В данном романе Булгаков затронул много тем и проблем. Тема любви. Она отсутствовала в первом издании романа. Данная тема воплощена в Мастере и Маргарите. Без неё роман теряет чувственность и острые моменты становятся явными. Наверное, поэтому Булгаков сжёг первую редакцию, где Мастера и Маргариты не было. Из названия видно, что роман этот о Мстере и его возлюбленной. Герой имени не имеет. Мастером назвала его Маргарита. Во второй части романа автор, вводя Мастера и Маргариту, хотел изобразить «настоящую, верную, вечную любовь». Какой они и видели её. Два человека, совершенно непохожих друг на друга, случайно встретились. Но всё же у них было что-то общее. Это взгляд “глубокого одиночества”. Именно этот взгляд притягивал их. Мастер и Маргарита стали друг для друга спасением. Маргарита уводила Мастера из унылой и бесцельной жизни, она, наполняя его жизнь смыслом, придавала простым и обыденным вещам яркость и значимость. Мастер же придал смысл жизни Маргарите. Она жила богато, в красивом готическом особняке, её муж был добрым молодым человеком, который очень любил жену. Она его уважала, но не любила, ей чего-то не хватало, Маргарита даже хотела покончить жизнь самоубийством. Она нуждалась в Мастере. “Любовь поразила нас обоих” – говори Мастер. Их любовь была бескорыстной, не требующей ничего взамен. Мастер и Маргарита друг другу могли дать только любовь и заботу. Их любовь самоотверженна. Они оба готовы жертвовать ради друг друга. Маргарита помогает возлюбленному во всём: она переписывает роман Мастера, вдохновляет и поддерживает его. Маргарита готова даже попасть в потусторонний мир, лишь бы увидеть возлюбленного. Испытание вечной любви Маргарита проходит во время Великого бала полнолуния. Воланд возвращает Маргарите Мастера. С ним она не боится смерти. (“Я буду беречь твой сон”). Воланд дал Маргарите шанс что-нибудь попросить, хотя и посоветовал не просить у власть имущих. Но она попросила не за себя и не за Мастера, а за Фриду, которой каждый день приносили платок. Этим платком она задушила своего ребёнка. Любовь и творчество в романе взаимосвязаны. Они параллельно развиваются. Роман Мастера для них обоих дорог. Но Мастер, от бессилия перед обществом, пытается сжечь роман, Маргарита же устраивает разгром в квартире критика Латунского, который критиковал роман Мастера. Мастер и Маргарита живут в мире, который не знает ни любви, ни творчества. Поэтому они обречены на трагедию. Смерть Мастеру и Маргарите даётся а награда. Они освобождаются от горя и мук. Тема сочувствия Кроме темы любви, в романе изображена и тема сочувствия. Пилат сопереживает философу Иешуа, но ничего не предпринимает, так как боится осуждения. Совершенно по-другому сочувствует Маргарита. В отличие от Пилата, она активнее и предприимчивее. Маргарита сочувствует мастеру, Фриде и Пилату. Тема прощения связана с темой сочувствия. Это христианское и общечеловеческое понятие. Данная тема стала основой романа. Прощение получают Левий Матвей, который стал учеником Иешуа; Фрида, задушившая своего ребёнка платом; Понтий Пилат. Прощены и мастер и Маргарита, получившие покой. Философская тема включает в себя размышления о смысле и цели жизни, о добре и зле, о библейских мотивах. Данная тема актуальна во все времена. Обновлено: Опубликовал(а): Hermine. Внимание! Спасибо за внимание.
|
|