|
Вы здесь: Критика24.ру › Золя Эмиль
Роман Доктор Паскаль (Золя Эмиль)
В романе «Разгром» запечатлен крах Второй империи, крах не только самого режима, но и общества, историю которого призваны были показать «Ругон-Маккары». В заключительном томе, - романе «Доктор Паскаль» (1893), писателю предстояло подвести итог естественной истории семьи, чтобы, по выражению автора, «вся серия в целом была похожа на кольцо, образованное змеей, которая кусает себя за хвост». События, о которых повествуется в «Докторе Паскале», Золя вынес за исторические рамки «Ругон-Маккаров», они разворачиваются в эпоху Третьей республики, после 1872 года. Герою романа Паскалю к этому времени уже давно перевалило за пятьдесят лет, он приближался к своему шестидесятилетию. Его пытливая мысль упорно и терпеливо стремилась проникнуть в тайны наследственности, овладеть ее законами, чтобы управлять ими. И здесь наблюдения над собственной семьей служили ему отправным пунктом. Более двух десятков лет Паскаль собирал и накапливал различные сведения и документы, связанные с жизнью и деятельностью Ругон-Маккаров. Он постоянно уточнял и дополнял родословное древо семьи, которое охватывало теперь пять поколений, вносил новые данные, отмечал появление на свет каждого ее отпрыска, фиксировал все сколько-нибудь значительные события. Однако попытка Паскаля объяснить судьбы людей влиянием законов наследственности не увенчалась успехом. Невзирая па поразительные по своей убедительности примеры, которые давали Ругон-Маккары, проявление наследственности было связано с тысячами случайностей и все возможных внешних воздействии. Перед лицом фактов ученый все больше склоняется к тому, что человека прежде всего формирует окружающая действительность, социальная среда, которые «оказывают на него свое могучее воздействие, определяют у каждого индивидуума чувства, желания, страсти, добродетели или пороки». Взгляды Паскаля на наследственность претерпевают значительные изменения, теперь «он хотел все заново пересмотреть, исправить, сделать из биологической и социальной истории семьи большое обобщение, какой-то вывод, широко охватывающий все человечество». Собранные Паскалем документы содержали жестокую и страшную правду о моральном и духовном кризисе не только одной семьи, а целого общества. Это были, указывает в романе Золя, «страницы истории: Империя, возникшая на крови, вначале опьяняющаяся наслаждением, покоряющая мятежные города, затем неутомимо идущая к развалу и, наконец, захлебнувшаяся в крови, в таком море крови, что в нем едва не захлебнулась вся нация... Тут и социальные зарисовки: мелкая и крупная торговля, проституция, земельный вопрос, деньги, буржуазия, народ — тот, что гниет в трущобах предместий и восстает в крупных промышленных центрах — весь этот возрастающий натиск победного социализма, беременного новой эпохой». Золя верил в светлое будущее человечества, в победу сил добра и справедливости над силами беззакония и рабства. Поэтому последние страницы заключительного тома серии наполняет торжество жизни. «Мне, — говорит писатель, — казалось смелым заставить ужасную семью Ругон-Маккаров... родить последнее дитя, незаконное дитя, может быть., завтрашнего мессию. Мать, кормящая ребенка, — разве это не образ спасенного и шагающего вперед мира!» 7 мая 1893 года Эмиль Золя написал эту последнюю страницу. Гигантский труд, которому он посвятил двадцать пять лет своей жизни, был завершен. Прошло немногим более года, еще не утихли приветственные слова в честь создателя «Ругон-Маккаров», а газета «Журналь» уже начала публикацию его нового романа. Это был «Лурд» — первая книга цикла «Три города» (вторая книга — «Рим» — вышла в 1896 году, заключительная — «Париж» — в 1898 году). Писатель поднял в этой своей антиклерикальной трилогии проблему преобразующей роли науки в развитии человечества на его пути к истине и справедливости. На пороге двадцатого века Эмиль Золя все пристальнее вглядывается в будущее, он весь в работе над своей третьей серией. Но разыгравшиеся в стране политические события, связанные с пересмотром так называемого «дела» Дрейфуса, несправедливо приговоренного в 1894 году к пожизненной каторге, круто изменили размеренную жизнь писателя. Глубоко изучив все обстоятельства сфабрикованного военщиной «дела», Золя 13 января 1898 года обратился к президенту Франции Феликсу Фору с письмом, известным под названием «Я обвиняю!..». В этом письме он бросил вызов властям, заявив, что Дрейфус невиновен, он жертва произвола и расовой нетерпимости. Правительство, военщина, пресса подняли против писателя кампанию клеветы и травли, ему угрожали физической расправой. С криками «Смерть Золя!», «Смерть гадине!» в окна его дома швыряли камни. Он вынужден был покинуть родину и искать приют за ее пределами. Но угрозы не могли сломить его мужество, его веру в справедливость. Золя победил. Возвратившись во Францию, он создает свою последнюю серию, серию романов-утопий «Четвероевангелие» («Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; «Истина» — опубликована после смерти Золя, в 1903 году; «Справедливость» — написана не была). В ней он стремился, по его словам, «открыть двадцатый век», нарисовать картину общежития раскрепощенного человечества, запечатлеть «свою любовь к силе, здоровью, плодовитости и труду, свою жажду правды и истины». Писатель рассматривал эту серию как итог своего творчества. Однако время не пощадило его утопических иллюзии, оно показало, что не этими иллюзиями велик Золя, талантливый и мужественный писатель, запечатлевший на страницах своих реалистических романов картины жизни французского общества на протяжении целой исторической эпохи. С. Емельяников Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|