|
Вы здесь: Критика24.ру › Шолохов М. А.
Рецензия и анализ (Шолохов М. А.)
Роман Шолохова вбирает в себя множество мотивов; трагические, трагикомические, смешные, социально открытые и сокровенно интимные, сплетаясь, они звучат с огромной всепобеждающей силой подлинной симфонии жизни. Книга Шолохова не только памятник времени, она обладает драгоценным свойством волновать, побуждает думать, переживать. Это одно из тех произведений, которые способствуют воспитанию добрых чувств., Одним из свидетельств неизменного интереса читателей к творчеству Шолохова служит известие о том, что крупнейшее лондонское издательство «Пингвин букс» в 1977 году «выпустило массовым тиражом роман Михаила Шолохова «Поднятая целина». Ранее издательством был выпущен роман писателя «Тихий Дон», который пользуется у английских читателей большой популярностью». Выступая в 1965 году в Стокгольме после вручения ему Нобелевски премии, Шолохов говорил об искусстве, которое способно благотворно воздействовать на; человека: «Говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее, в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу. Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Думаю, Что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества». «Быть борцом за мир во всем мире...» Когда размышляешь об этих словах Шолохова, то, конечно же, вспоминаешь все творчество писателя, проникнутое благородными идеями гуманизма, но особенно те его произведения, которые родились в результате всего, что увидел и узнал писатель в годы Великой Отечественной войны. Уже в первые месяцы войны появились очерки и корреспонденции Шолохова на страницах «Правда»: «На Дону», «На юге», «Казаки» и другие. Широчайшую известность приобрел опубликованный в 1942 году рассказ «Наука ненависти». Во время войны в газетах «Правда» и «Красная Звезда» с 1943 года появляются главы из романа «Они сражались за Родину», над которым писатель продолжает работать до настоящего времени. Шолохова вдохновляла глубоко внутренняя потребность осмыслить ту «тайную силу», которая позволила советскому народу не только выстоять в тяжелейших испытаниях, но и одержать победу, оказавшую влияние на судьбы мировой истории. «Знать психологию солдата, его ратный труд, его чистое сердце и моральную выдержку, его твердость необходимо каждому, кто берется писать о нем» — так выразил Шолохов в одной из бесед те высокие требования, которые должен предъявлять к себе каждый пишущий о войне. Эпическая тема судеб советского народа проходит через все творчество Шолохова, она же определяет и содержание романа «Они сражались за Родину». Писатель стремится объективно, впечатляюще раскрыть подвиг народа в Отечественной войне. В произведения писателя периода Отечественной войны и послевоенных лет входит новый жизненный материал. Если в «Тихом Доне» и «Поднятой целине» героями были донские казаки и казачки, то теперь в его произведениях главные герои — лейтенант Герасимов, заводской механик, уроженец Урала («Наука ненависти»), шахтер Лопахин с Донбасса, комбайнер Звягинцев с Кубани («Они сражались за Родину»), Андрей Соколов, шофер из Воронежа («Судьба человека»). Пожалуй, впервые в творчестве Шолохова одними из главных героев романа становятся интеллигенты — братья Стрельцовы: Николай — агроном, солдат, сражавшийся рядом с Лопахиным и Звягинцевым, и Александр Михайлович Стрельцов — генерал, который еще в годы революции из «офицерского корпуса царской армии пришел к большевикам». Конечно же, такое расширение жизненных наблюдений и писательских интересов связано с событиями войны. Исторический размах и значение Отечественной войны побуждают писателя с особым напряжением размышлять над теми критериями, которыми должен руководствоваться писатель. Несколько раз он говорит о необходимости правдивого изображения, о необходимости показать «настоящую жизнь», о том, что сама правда грандиозных событий может производить впечатление лишь в том случае, если писатель будет вдохновляться глубоко прочувствованной и осознанной идеей, той идеей, ради защиты которой и шла война. В уже упомянутой беседе с корреспондентом «Правды» в 1974 году Шолохов говорил: «Дело не в том, кого изображает писатель — солдата или генерала. Необходимо прежде всего показать человека-борца — мыслящего, сознательного, убежденного, твердого человека. Здесь недостаточно одного правдивого показа войны, нужна еще идея, ради которой эта война изображается. Воюют-то не просто народы, армии, солдаты и генералы, — сражаются идеи. Превосходство и духовная зрелость советского воина были несомненны даже в самые трудные первые дни войны. Ни народ, ни армия не теряли веры в победу. Об этом я писал и в военных очерках, и в книгах» !. И действительно, в тех произведениях, которые составляют свеобраз-ный эпос войны в творчестве Шолохова, во всю мощь звучало утверждение патриотических чувств, ответственности и долга как тех определяющих качеств, которые принесли нам победу. Мы видим в произведениях Шолохова не только воюющий народ: солдаты сражаются на поле боя, напряженно размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое — свою семью, детей, любимых; трагические картины сменяются комическими сценками и эпизодами, которые открывают нам быт войны. Эта глубина, эта полнота жизни позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, обнажить истоки героического. Роман «Они сражались за Родину» насыщается монологами и высказываниями, развернутыми размышлениями Лопахина, Звягинцева, Стрельцова, диалогами, то комически сниженными (Лопахин — Звягинцев, Лопахин — Копытовский), то поднятыми до драматизма (Стрельцов — Лопахин, Некрасов — Лопахин и т. д.), речами (обращение старшины Поприщенко к солдатам у могилы лейтенанта Голощекова, командира дивизии полковника Марченко — к остаткам разбитого полка, стоявшим в строю с развернутым боевым знаменем). В самых различных обстоятельствах звучит в романе «чувство хозяйской совести», патриотизма, ненависти к врагу. Интимность и задушевность нередко сочетаются с публицистической обнаженностью писательской мысли. Пристальное внимание к тому новому, что проявилось по-разному в людях самой различной судьбы, условий жизни, индивидуальности, помогает писателю сильно и глубоко выразить главную мысль романа о неодолимости новых общественных начал, проникших в самые глубины народной жизни. Если говорить о том герое или о тех людях, которые привлекают внимание писателя, то прежде всего, конечно же, это люди, у которых «чистое сердце/), которые проявляют в самых драматических обстоятельствах моральную выдержку и твердость. Шолохов — один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и трагических судьбах. Рассказ «Судьба человека» (1959) относится к тем произведениям, которые как бы начали новый этап в развитии советской литературы. Само эпическое название — «Судьба человека» — показывает направление и характер художественных исканий писателя. Для Шолохова было важно найти такую художественную форму, в которой можно было бы емко и глубоко сконцентрировать опыт войны. Да, конечно же, война может быть передана и изображаться и в романной форме, с разветвленным сюжетом, со множеством исторических и вымышленных лиц. В рассказе «Судьба человека» Шолохов обращается к истории одной жизни, к судьбе одного человека. Под пером писателя эта история одной жизни становится воплощением судеб человека на войне, рассказом о величии, силе и красоте обыкновенного русского солдата Андрея Соколова. Трагическая история человеческой жизни берется в ее обусловленности, ее связи с событиями второй мировой войны. Наивысшие исторические испытания народа и государства и жизнь человека, на которого обрушились все несчастья войны, — возможно ли об этом написать в одном рассказе на сравнительно небольшой площади? Шолохов сумел воплотить свой замысел, и не случайно к его рассказу было применено определение «рассказ-эпопея». Его рассказ сочетает эпичность и сжатость, предельную целеустремленность и широту в едином эстетическом качестве. Из истории жизни Андрея Соколова писателем отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи. Человек и война, мир социализма и мир фашизма — в таких сопоставлениях развивается и движется художественная мысль писателя. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|