|
Какое воплощение в лирике Ф.И. Тютчева получила мысль о «всеобщей одушевленности природы»? (Тютчев Ф. И.)"Прежде всего бросается в глаза при знакомстве с нашим поэтом созвучие его вдохновения с жизнью природы, – совершенное воспроизведение им физических явлений как состояний и действий живой души, " — писал о Тютчеве Владимир Соловьев. Действительно, природа в лирике Тютчева не просто живая, она имеет душу, свойственную, казалось бы, лишь человеку разумному. Мысль о "всеобщей одушевленности природы" раскрывается в лирике Тютчева благодаря использованию многочисленных олицетворений ("небо бледно-голубое дышит светом и теплом", "ты [волна] на солнце ли смеешься..."), которые добавляют описываемым природным явлениям человеческую одушевленность. Многие эпитеты, отнесенные к природе, характерны для описания состояния человека и его переживаний ("сумрак сонный", "непорочные лучи звезд", "томный шелест листьев"). Но несмотря на свойственную человеку одушевленность, природа неимоверна далека от людских проблем и бессмысленных тревог — в этом ее мудрость и превосходство над человеком. О беспомощности людей перед природой, отраженной в творчестве поэта, писал еще Валерий Брюсов: "Человек лишь греза природы. Его жизнь, его деятельность — лишь подвиг бесполезный. Вот философия Тютчева". Не всем дано чувствовать природу и так же искренне ей восторгаться, как делал это Тютчев. О наличии у природы души он прямо говорит в стихотворении "Не то, что мните вы, природа...", в котором к тому же обличается слепота человека, не позволяющая воспринять живую прелесть природы: "Для них и солнцы, знать, не дышат, и жизни нет в морских волнах". Эта слепота, как и бессмысленные житейские переживания, отдаляют людей от совершенства природы, поэтому Тютчев сравнивает последнюю лишь с самыми чистыми, светлыми и прекрасными чертами человека и его души. Примером тому могут служить стихотворения "В душном воздуха молчанье..." и "Еще земли печален вид...". В первом женские слезы сравниваются с каплями дождя, а во втором — самое высокое чувство сравнивается с весенней негой ("Или весенняя то нега? Или то женская любовь?"). Все это делает образ природы в поэзии Тютчева живым, одушевленным, придает ему первозданную непорочность. И несмотря на то, что человек является частью природы, его образ мыслей и действий никогда не достигнет ее непоколебимого и неоспоримого совершенства. Обновлено: Опубликовал(а): lokiiid Внимание! Спасибо за внимание.
|
|