|
Рецензия на повесть А. Алексина «Безумная Евдокия» с элементами анализа (Школьные сочинения)Анатолий Алексин – талантливый писатель произведений для детей. Повесть «Безумная Евдокия», им написанная, казалось бы, тоже рассчитана на детскую публику, но взрослые почерпнут из нее гораздо больше уроков. «Безумная Евдокия» - брошенное сгоряча прозвище классной руководительницы Ольги, название повести, крепко повязанное с сюжетом. И между ними сквозит легкая ирония автора: безумной называли Евдокию Савельевну, а обезумела Надежда – родительница Оли, которая искренне верила в «безумие» Евдокии. События повествуются от лица заинтересованного – отца Ольги, что помогает автору сохранить читателя в неведении вплоть до возвращения героини из похода и донести одну из мыслей текста: «Чтобы разобраться в ситуации, нужно посмотреть на нее глазами людей, находящихся по разные стороны баррикад». Композиция текста – кольцевая: Ольга рассказывает о событиях недавнего времени в своем восприятии, и позже Евдокия рассказывает о тех же событиях в ином понимании. Кольцевая композиция помогает автору удержать интригу о настоящей сущности героев почти во время всего повествования. Хочется заострить внимание на том, что рассказчик в начале и в конце повести говорит о деталях:
«Лишь детали воссоздают картину. Подчас неожиданные, когда-то казавшиеся смешными, они с годами обретают значительность»
«Детали... Только с их помощью я мог воссоздать картину. И они выплывали из прошлого мне навстречу»
Отец вернулся к тому, с чего начал. Думаю, это тоже элемент кольцевой композиции. Проблематика этого произведения – эгоизм и его губительное влияние на близких, правда, открывается она только в самом конце повести, т.к. родные Ольги не признавали ее эгоистичность вплоть до самой трагедии – безумия Надежды, которая как раз и понесла потерю в виде разума из-за эгоизма своей дочери. Эгоистка Оля не замечала ни влюбленного в нее Борю, ни верность подруги Люси, ни благие намерения Евдокии Савельевны. И виноваты в этом и были родители Оли, которые жили ради нее, дарили ей все внимание и совсем забыли о себе и друг друге: Надежда перестала петь с момента рождения Оли, и ее отец перестал писать рассказы. Родители отдавали все свое время Оле, предпочитая все свои увлечения ей, она стала их смыслом жизни, когда Надежда родила дочь, она вместе с мужем благодарила эту дочь за ее рождение, хотя нужно было благодарить мать, об этом в заключительной части произведения и говорил отец. Конфликт этого произведения заключается, в борьбе между «безумной» заботой об окружающих, которую воплощает Евдокия, и «разумной» любви к себе, олицетворяющее Ольгу. Испытанный многолетним опытом и трудной жизнью принцип Евдокии Савельевны «все вместе», «со всеми», «для всех» выражает высокий гуманизм: поднимать всех до необходимого уровня человечности и вместе с тем растить талант, так как бесчеловечного таланта быть не может и человечность всегда подразумевает талант любить других. Истинный талант может прилагаться лишь к определенной степени человечности. Оля росла индивидуалисткой. Отец объяснял «конфликтность» дочери ее незаурядностью. «Увы, нелегко придется нашей талантливой дочери в мире людей обыкновенных, — сказал я Надюше. — Мы с тобой обыкновенные, — ответила она. — Но мы разве страшимся талантов?» В этом диалоге выражается одинаковый взгляд родителей на дочь со своим талантом, но разное отношение к людям заурядным. Однако непонятно одно: почему перед ночлегом в лагере Евдокия Савельевна, как и полагается учителю, не пересчитала детей и не обнаружила пропажу в лице Ольги? Хочу заметить, что Анатолий Алексин создал портрет лишь одного героя – Евдокии и то, доказывая ее «безумность» в одежде, художественной деталью этого портрета является печально обвислые поля белой панамы. В худ. детали автор умело использует олицетворение – печальные поля, так же автор сделал большое отступление, вводящее нас в курс происходящего, исходя из этой худ детали.
Автор умело переворачивает картину происходящего для читателей, я думаю, что каждый попался на уловку Анатолия Георгиевича и воспринимал мир как родитель, слепо боготворящий своего ребенка. Так же Алексин затрагивает очень сложные проблемы, над которыми стоит подумать. Он всегда нас убеждает, вначале – мы вместе с рассказчиком жалеем Олю, в конце – осуждаем Олю, именно из-за этого авторского убеждения. Это произведение построено так же, как и детектив: одни и те же события рассматриваются под разными углами – необъективным и объективным: Оля не нашла место для Люси, а подруга обиделась, или Оля не нашла места и совсем забыла о Люси, оставив ее с папкой в руках, и Люси обиделась. И после познания объективного мнения возникают новые причинно – следственные связи, раскрываются истинные мотивы поступков, и мы уже понимаем, что происходило на самом деле. Нечасто встречаются подобные повести, и именно этим данная повесть отличается от других и занимает особое место в русской литературе. Думаю, каждый человек обязан прочитать «Безумную Евдокию». Обновлено: Опубликовал(а): ArinaS Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|