|
Вы здесь: Критика24.ру › Пушкин А. С.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» (Пушкин А. С.)«Пророк» - стихотворение А.С. Пушкина, написанное в 1826 году, завершает период его творчества в селе Михайловском. Эта работа имеет большое значение, поскольку она выражает взгляд автора на назначение поэта.
Тема стихотворения философская – особая роль поэта для общественности, великое предназначение поэзии, одиночество гения.
Его основная идея — утверждение пророческой миссии поэта в мире.
Сюжет этого стихотворения был навеян библейскими сказаниями, но осмысливаться оно должно не в религиозном, а поэтическом плане.
Пророк — Божий посланник, наделенный особым даром, имеет в жизни одну только великую миссию, от которой нельзя отступать – нести людям правду. У Пушкина пророк является олицетворением поэта. Поэт противопоставляется всем людям, поскольку на него возложена особая миссия, он лишен как людских слабостей, так и радостей.
Стихотворения начинается с описания одинокого путника, с трудом влачащегося по «мрачной пустыне» – окружающей действительности, тяжелой и безнадежной, он испытывает острую необходимость в чем-то светлом и настоящем - «томится духовной жаждой». Затем на перепутье ему является спасение – «шестикрылый серафим» (олицетворение мысли, поэзии), и начинается тяжелое и болезненное перевоплощение - из путника выдворяется все низкое, человеческое, бездуховное.
Одним своим касанием ангел отверзает зеницы – путник способен видеть и понимать скрытое, взирать на небо, подобно орлу. Ангел наполняет уши ранее неслышимым звоном и шумом – и герой способен проникать и внимать всему, что есть в окружающем мире: тревожному «неба содроганию», прекрасному полету ангелов, ужасному передвижению «гад морских» и мирному покачиванию лозы. Особое место занимает «грешный язык», который ангел не усовершенствовал, как уши или глаза, а вырвал, ведь человеческий язык не способен передать суть ужасающей действительности. И серафим вложил в замершие уста «жало мудрыя змеи», чтобы жалить сильных мира сего и давать надежду и делиться мудростью с обездоленными. Но невозможно жить со всеми этими «дарами» и нести людям горькую правду, нося в груди страждущее и чувствующее «трепетное сердце». И сердце сменяется на уголь, не испытывающий чувства, но пылающий огнем надежды и справедливости.
Но пусть путник и изменил свое сознание, он остался недвижим «как труп в пустыне я лежал», ослабевший, смиренный и еще не нашедший ответ на вопрос: «Какова моя миссия?», пока к нему не воззвал Бог и не вдохнул в него высокое призвание поэта –«Глаголом жги сердца людей». Новые возможности поэта, с одной стороны, возвышают его над людьми, а с другой - возлагают на него трудную задачу - искоренять из человеческого племени грех, злобу и поднимать, возбуждать в нем чувство сострадания и понимания.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, создающий торжественную атмосферу. В стихотворении используются все виды рифмовки, оно не делится на строфы.
Возвышенный, торжественный и немного сдержанный одический стиль создают некоторые приемы.
Устаревшие слова и архаизмы - персты, зеницы, уста, горний, виждь, внемли. эпитеты высокого стиля – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовной жаждою томим», библейская лексика (шестикрылый серафим, гады), эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовной жаждою томим», метафоры - «неба содроганье», «глаголом жги сердца людей»
Все стихотворение построено на аллегории «Пророк - поэт»
Поэтический синтаксис богат инверсиями («коснулся он», « внял я неба содроганье» и др)
Автор использует много повторов союза «и» в началах строк для напевности, плавности повествования и для того, чтобы показать единство текста, также это являет анафорой.
Пушкин использует фонетический худежественный прием - аллитерацию - в стихотворении есть множество шипящих звукв, с помощью которых создаётся страдающее и болезненное настроение.
Легенда – так можно определить жанр этого произведения (т.к. в стихотворении есть сюжет и аллегория).
Таким образом, в стихотворении «Пророк» отразилась одна из центральных идей творчества Пушкина: поиск смысла поэтического искусства, его особое предназначение: нести свет Красоты и Мудрости остальным людям, то есть «жечь сердца людей», показывая им подлинную, неприукрашенную правду жизни.
Произведение «Пророк», на мой взгляд, является взглядом Александра Пушкина на мир сквозь призму своего поэтического дара. Обновлено: Опубликовал(а): ArinaS Внимание! Спасибо за внимание.
|
|