|
Проблема роли памяти в жизни человека. Цыбулько 2018. № 35. (ЕГЭ по русскому)Какова роль памяти в жизни человека? В чём ценность памяти? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Д. А. Гранина. Раскрывая проблему роли памяти в жизни человека, автор опирается на собственные рассуждения. Задаваясь вопросом, почему природа прячет от нас воспоминания о «самом нежном, сладостном периоде нашей жизни» - младенчестве и раннем детстве, писатель предполагает, что, наверное, это имеет какой-то смысл. По мнению Д. Гранина, личность состоит из воспоминаний, в ней постоянно борются забвение и память. Интересна мысль о том, что воспоминания «нуждаются в уходе». Не случайно ведь Л. Н. Толстой «начал свою работу с рассказа о детстве». Автор приводит множество примеров, доказывая, что роль памяти о детстве очень велика в творчестве многих писателей. Например, М. Горький написал «Детство» в 45 лет. Зощенко писал «Перед восходом» в 49 лет и добился редких результатов в восстановлении «прапамяти». В. Набоков написал «Другие берега», утверждая, что детство – родина писателя. Автор подводит нас к следующей мысли: память – это величайшая ценность, которая связывает человека с его прошлым. Личность состоит из воспоминаний. Трудно не согласиться с мнением автора. Бесспорно, роль памяти в нашей жизни велика, воспоминания возвращают нас в прошлое, связывая его с настоящим. Обратимся к литературным аргументам. В творчестве И. А. Бунина проблема памяти занимает центральное место. В рассказе «Антоновские яблоки» писатель обращается к воспоминаниям детства, которое проходило в дворянской усадьбе, и восстанавливает в памяти яркие, свежие детали, передающие впечатления прошлого. Ключевое слово – «помню». Что же помнит герой этой лирической прозы? Раннее, свежее, тихое утро; весь золотой, подсохший и поредевший сад. К памяти «подключаются» не только зрительные, но и звуковые, обонятельные, тактильные образы. Вместе с рассказчиком читатели чувствуют «тонкий аромат опавшей листвы, запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести». Мы слышим голоса мужиков в саду, стук ссыпаемых в кадушки яблок, скрип телеги, треск надкусываемого яблока. Все эти конкретные детали врезаются в память и помогают запечатлеть обобщённый образ родины. Обратимся к ещё одному произведению И. А. Бунина. Рассказ «Поздний час» написан в эмиграции в 1938 году. Писатель, не принявший большевистской власти, по политическим мотивам не мог приехать в Советскую Россию. Он писал по памяти о той России, «которую мы потеряли». Герой совершает воображаемое путешествие в Россию, в юность, восстанавливая в памяти в мельчайших подробностях свой путь по русскому провинциальному городку, где прошли его лучшие годы и его первая любовь. Все эти подробности создают ощущение реальности происходящего. Вот мост, «грубо-древний, горбатый и как будто даже не каменный, а какой-то окаменевший от времени до вечной несокрушимости». Гимназистом рассказчик думал, что этот мост был ещё при Батые. Вот пожарная каланча, и герой вспоминает то «несказанное счастье», которое он испытал, когда поцеловал руку девушке, - именно к ней обращено повествование, хотя героини давно уже нет. Он почувствовал печаль спящего русского степного городка, осторожное трепетание листвы «от ровного тока слабого июльского ветра». Конечная цель этого воображаемого путешествия – городское кладбище, где покоится любимая. Это путешествие в пространстве и во времени было необходимо герою, чтобы сохранить и укрепить всё былое, дорогое и близкое сердцу, в памяти. Мы пришли к выводу о том, что память – это несокрушимая вечная крепость, неподвластная разрушению временем. «Ничто не проходит бесследно», как поётся в одной песне, пока прошедшее остаётся в наших воспоминаниях. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|