|
Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина (с примерами) (Есенин С. А.)Первый сборник стихов Сергея Есенина называется "Радуница" (1916 год), второй - "Голубень" (1918 год). Первые же публикации его стихотворений относятся к 1914 году. Период с 1922 по 1923 год был ознаменован появлением циклов "Москва кабацкая" и "Темный человек". 1924 - 1925 гг. - самый плодотворный период в творчестве Есенина. В эти годы он пишет поэмы "Анна Снегина", "Пугачев", маленькие поэмы "Русь советская", "Русь уходящая", "Исповедь хулигана" и другие. Также в это время на Кавказе Есенин написал замечательный цикл стихов "Персидские мотивы". В декабре 1925 года поэтом был написан завершающий цикл стихов, который условно называют "Зимним".
Можно сказать, что Есенин воодушевленно принял революцию, но с крестьянским уклоном. От революции он ждал осуществления исконно-русской мечты о "справедливом, идеальном, святом мужицком царстве, осуществиться которому не дают господа". Но в то же время Есенин чувствовал, что революция несет гибель той деревне, которую он любил. Поэт боялся наступления города на деревню, то есть урбанизации. В стихотворении "Сорокоуст" Есенин с горечью и болью пишет о красногривом жеребенке, который изо всех сил хочет догнать чугунный поезд. Здесь жеребенок олицетворяет собой старую Русь с ее вековыми патриархальными устоями, а поезд - новое, страшное, что идет навстречу русской деревне. Поэт как будто предсказывает, что деревня погибнет под натиском "стальной конницы", что люди не поймут революцию, не смогут ужиться с ней. Есенин пишет:
Черт бы взял тебя, скверный гость! Наша песня с тобой не сживется. /.../ И соломой пропахший мужик Захлебнулся лихой самогонкой.
Даже название символическое: Сорокоуст - это песня, которую заказывают в церкви на сороковой день после смерти человека. Есенин будто поет поминальную песню любимой им мужицкой набожной деревне, "хатам - в ризах образа", прекрасно понимая, что больше никогда не увидит деревню именно такой, какой он ее любит.
В стихотворении "Возвращение на родину" поэт отмечает те перемены, которые произошли на родине: сестры стали комсомолками, выбросили из дома иконы, дед ходит молиться украдкой в лес, комиссар снял крест с церкви. Сам поэт даже не узнал своего родного деда, что тоже говорит о больших изменениях, произошедших и в людях. Изменилась даже простая, кроткая и тихая природа деревни: кладбище, усеянное "в берез изглоданные кости", превратилось в "рукопашную мертвецов", застывших "с распростертыми руками". Есенин пишет об изменениях в родном краю, не веря, что революция смогла изменить и природу:
Отцовский дом Не мог я распознать; Приметный клен уж под окном не машет, И на крылечке не сидит уж мать, Кормя цыплят крупитчатою кашей.
В поэме "Русь советская" и стихотворениях "Спит ковыль, равнина дорогая", "Неуютная жидкая лунность" поэт изменяет свои взгляды и признает те перемены, которые дала советская власть русской деревне, русскому народу:
Мне теперь по душе иное... И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной стороны.
И все-таки Есенин оказался прав. Сейчас деревни уже не такие, как раньше. С пришествием революции в русской деревне свершились непоправимые изменения, начался голод, людей мучила нищета, отец шел против сына, даже песни стали другими. С грустью замечает поэт, что его поэзия здесь больше не нужна, да и сам он, пожалуй, здесь больше не нужен. Хотя Есенин и смирился с революцией, принял все пришедшие с ней изменения, но в глубине души он сожалел о всем навсегда ушедшем.
Мне очень нравится поэзия Есенина, потому что он с крестьянской простотой и ясностью передает все чувства человека: и любовь к матери, и любовь к женщине, и любовь к родине, и любовь к природе, и горечь разлуки, и сладость воспоминаний. Особенно красиво Есенин пишет о любви к женщине. Его открытая для всех душа не может не поразить, а наивность мыслей - не задеть до глубины души. Пожалуй, Есенин - мой самый любимый поэт. Обновлено: Опубликовал(а): Iness87 Внимание! Спасибо за внимание.
|
|