|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XVII—XVIII веков
Композиция и художественные особенности повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII—XVIII веков)
Повесть состоит из четырёх рассказов: 1) о приходе Батыя к границе Рязанского княжества и посольстве к нему князя Фёдора; 2) о битве рязанцев с Батыем; 3) о Евпатий Коловрате; 4) о возвращении князя Ингваря Ингваревича из Чернигова в Рязань, о похоронах убитых и о восстановлении им Рязанской земли. События излагаются во временной последовательности, прерываясь лишь одной вставкой — рассказом о Евпатий Коловрате. Важно отметить, что производящий тяжёлое впечатление рассказ об опустошении Рязанской земли оканчивается светлой картиной: Рязань не была окончательно уничтожена, рязанцы вновь отстроили её. Такой конец звучит ободряюще и говорит о том, что нельзя подавить силы русского народа. События излагаются в повести кратко, но очень выразительно. Так, например, когда рязанцы услышали о гибели посольства князя Фёдора, то, говорит автор, «плакал весь город много часов». II это краткое замечание автора действует на читателя сильнее, чем длинное, подробное описание, В «Повести» много задушевности: при передаче обращения КНЯЗЯ Юрия к дружине, при характеристике дружины, в описаниях опустошения Рязани. Многие образы взяты из устной народной ПОЭЗИИ или родственны ей. Таково, например, обращение князя Юрия к дружине: «дружина ласковая, узорочье и воспитание рязанское»; таково сравнение битвы с пиром, где воины «пьют смертную чашу», бьются так, что «земля стонет». Особенно много образов из народной поэзии вошло в рассказ о Евпатий Коловрате: бой малой дружины с несметной силой татар, разговор раненых дружинников Евпатия с Батыем, поединок Евпатия с Хостоврулом, изображение Евпатия в образе былинного богатыря, сожаление Батыя, что нет у него таких богатырей, как Евпатий, В языке повести местами чувствуется ритм, свойственный былинному стиху. Так, например, ритмически построен ответ дружинников Евпатия Батыю. Находим здесь и отдельные выражения и образы, которые обычно встречаются в древнерусских воинских повестях: татары стали, как пьяные (шатаются от ударов неожиданно напавших на них русских, как пьяные); Евпатий и его дружина, когда их мечи притупились, берут мечи противника и ими секут врагов. Призыв к защите Русской земли от врагов, звучащий в повести, восхваление воинской доблести, героизма и патриотизма русских людей, правдивое и художественное изображение народной борьбы против захватчиков—всё это делает повесть подлинно народным произведением. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|