|
Краткая биография Константин Николаевич Батюшков (*Общие критические статьи)К. Н. Батюшков (1787—1855) — поэт, прозаик, вместе с В. А. Жуковским заложивший основы нового поэтического языка. Был воспитанником поэта М. Н. Муравьева, благодаря чему еще в юности вошел в круг известных литераторов начала XIX в. В 1805 г. стал членом «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», включился в борьбу с писателями-«староверами», входившими в состав «Беседы любителей русского слова». Особой популярностью пользовалась сатира Батюшкова «Видение на берегах Леты», направленная против шишкови-стов. Во время наполеоновских войн в качестве офицера принимал участие в заграничных походах русских войск, в битве под Гейльсбергом был тяжело ранен в ногу. В 1815—1817 гг. являлся членом, хотя и не слишком активным, литературного общества «Арзамас» («Каждого арзамасца порознь люблю, но все они вкупе, как и все общества, бредят, каряжатся и вредят», — писал он). В 1818 г. сбылась давняя мечта Батюшкова, и он уехал в Италию, определенный стараниями друзей на дипломатическую службу. Однако уже в 1821 г. душевное заболевание выключило Батюшкова из жизни. Все последующее время — а судьба уготовила ему прожить еще почти 34 года — поэт провел в различных лечебницах для душевнобольных, затем в имении своего племянника в Вологодской губернии. В историю русской литературы Батюшков вошел прежде всего как поэт совершенных форм, создатель языка легкой поэзии. При этом большое внимание Батюшков уделял и прозе, видя в ней подготовительную фазу поэзии. «Она — питательница стиха», — цитирует Батюшков в своей записной книжке слова итальянца Альфьери. Показательно, что в единственном прижизненном издании своих сочинений — «Опытах в стихах и прозе» (1817) — Батюшков почти половину книги занимает прозой. Новелла — сюжетный, а потому достаточно случайный жанр в творчестве Батюшкова, который писал в основном прозу очерково-публицистическую. Но и в ней отразилось общее для поэзии и прозы Батюшкова стремление создать язык совершенной формы и предельной гармоничности. Гризельда.— Текст печатается по изданию: К. Н. Батюшков. Опыты в стихах и прозе. М.: Наука, 1977 (сер. «Лит. памятники»). Новелла написана в конце 1816 — начале 1817 гг. Является переводом повести Дж. Боккаччо из «Декамерона» (последняя новелла десятого дня). Помещена была Батюшковым в прозаический отдел «Опытов...». В обращении к «Декамерону» отразился общий для Батюшкова интерес к литературе и культуре итальянского Возрождения. Помимо «Гризельды» Батюшков замышлял еще одну новеллу — «Анекдот о свадьбе Ривароля», оставленную им в рукописи незавершенной. «...поясов богатых...» (с. 63). — Пояс — важная часть свадебного наряда, символ чистоты и непорочности невесты. «...венец брачный...» (с. 63).— Венец в виде короны возлагался во время венчания на голову невесты и жениха. Источники:
Аннотация: В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|