|
Великой Отечественной войны в рассказе Е. И. Носова «Красное вино победы». Проблема защиты Родины и своего достоинства (Школьные сочинения)Это было всё-таки со мной В день девятый, в сорок пятом: Мир желанный на оси земной Утвердил я, будучи солдатом. С. Орлов Почему мы до сих пор помним о войне? Потому что человек – это, по словам Ю. Бондарева, «величайшая ценность данного мира». На войне уничтожали эту «величайшую ценность». Статистика войны… Это страшная констатация факта: из каждой сотни мальчиков, родившихся в 1923 -1924 годах, после войны осталось в живых только по трое… Три человека из ста… 97 из ста остались «навеки девятнадцатилетними». Они не успели ничего в жизни. Многие не успели встретить свою любовь. Они не успели завести семьи, продолжить себя в детях, внуках. Но они успели совершить главное дело свой жизни, выполнить свой долг. Они защищали свою Родину, а значит, своё человеческое достоинство. Немецкие захватчики, ослеплённые фанатичной идеей своей принадлежности к высшей расе, хотели покорить мир и сделать народы других стран своими рабами. Советские солдаты защищали свободу и независимость Отечества, отстаивали своё человеческое достоинство, потому что не хотели быть покорёнными. Они не хотели быть рабами, признавать превосходство арийской расы. Люди рождаются равноправными и свободными. Каждый имеет право решать свою судьбу. Борцы с фашизмом отстаивали «науку ненависти» к врагу, чтобы сильнее любить свою Родину и свой народ. Евгений Иванович Носов, названный в современной прозе самым «тихим» и уединённым лириком, впрямую обратился к войне, когда прошло 30 лет после победы над фашистами. Он написал один из самых сильных своих рассказов - «Красное вино победы». Это рассказ о великой и горькой радости, с которой встретили люди известие о конце войны. Это рассказ о том, как умирал солдат Копёшкин, так и не успевший выпить за победу красное, как кровь, вино. Название этого небольшого по объёму произведения метафорично. Оно восходит к древнерусской литературе, к «Повести о Евпатии Коловрате», к «Слову о полку Игореве». Традиционное изображение битвы в древнерусской литературе связано со сравнением сражения со свадебным пиром. Часто повторяется фраза: «Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую». Действие рассказа происходит весной 1945 года в подмосковном городке Серпухове в военном госпитале. Повествование ведётся от первого лица. Вначале вместо «я» автор употребляет «мы». Почему же вначале рассказчик употребляет местоимение «мы»? Простой солдат вначале ощущает себя частью единого целого. Рассказчик – молодой солдат в возрасте двадцать одного года. Он ранен в Восточной Пруссии в Мазурских болотах. Своё ранение герой воспринимает как наказание за ребячье баловство, азарт, «мстительное удовольствие». Из горящего танка выскочило трое немцев, и молодые ребята начали расстреливать их прямой наводкой из орудий, хотя проще было срезать их автоматной очередью. Рассказчик сатирически изображает врагов: «В своих чёрных коротеньких френчах, похожие на тараканов, немцы, быстро перебирая руками и ногами, карабкались на четвереньках по крутому склону приозёрной дюны». Эта не слишком опасная для удиравших немцев пальба доставляла молодым солдатам «мстительное удовольствие». «Упиваясь паническим бегством врага, они весело хохотали. Но «откуда-то взявшийся на гребне дюны «фердинанд» «каким-то городошным ударом» вымел из огневой позиции весь расчёт. Уже в госпитале пожилой солдат Бородухов преподал молодому бойцу нравственный урок: «А ты не балуйся на войне». Казалось бы, это серьёзное ранение должно было убедить молодого солдата в том, что он смертен. Но его «неуправляемый эгоцентризм» не допускает и мысли, что и он может превратиться в нечто непостижимое, в прах. Действие рассказа начинается февральской вьюжной ночью, когда военный эшелон с ранеными нашёл себе пристанище в Серпуховском тупике. Снежной вьюге, слякотным дорогам наступления противопоставлены госпитальная тишина и белизна. Это мирный покой кажется бойцам чем-то неправдоподобным, райским. Эпитет «белый» как символ чистоты и святости повторяется много раз» «белое мельтешение снега», «двенадцать белых коек», «шесть белых тумбочек», «белые гипсы», «белые бинты», «белый потолок». Бойцы совершали чистое и святое дело – защищали Родину, рисковали жизнью и получили тяжёлые увечья. Они закованы в гипс, словно в рыцарские доспехи, ибо нет ничего святее и благороднее, чем сражение за своё Отечество. Число «двенадцать» тоже кажется символичным, потому что это число апостолов, учеников Христа. Для солдат это была самая томительная весна: с минуты на минуту ждали известия о Победе. Многие жалели, что не дошли до Берлина, что не находятся в боевом строю. Но здесь, в России, в глубоком тылу, они отчётливо начинают понимать, что война для них закончилась. В воспоминаниях рассказчика о своём ранении, об операции в военно-полевом госпитале преобладает красный цвет: «красноватые от бессонницы мученические глаза хирурга», цинковый таз, где «среди красной каши из мокрых бинтов и ваты иногда пронзительно-восково, по - куриному желтела чья-то кисть, чья-то стопа». «Крупным планом» показан в рассказе простой солдат Копёшкин, у которого перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки. Его замуровали в сплошной нагрудный гипс, а голову прибинтовали к лубку, подведённому под затылок. Копёшкин распрягал – запрягал, кормил – поил обозных лошадей – работа для него привычная, крестьянская. Не признавая в себе героя. Иван жалеет только убитых лошадей, которых «от самого Сталинграда берёг». Он защищал не только огромную страну, но и своё село Сухой Житень Ломовского района Пензенской области. Размышляя о «копёшкинской земле», герой нарисовал бревенчатую избу с тремя оконцами по фасаду и косматое дерево у калитки. Он вложил в эту неказистую картинку в руки Копёшкина, а тот, внимательно рассмотрев рисунок, прошептал: «Домок прибавь… У меня домок тут … на дереве…» Размышляя о русских рыцарях, закованных не в латы и доспехи, а в больничный гипс, автор пишет: «Каждый воевал, думая о своём обжитом уголке, привычном с детства, и выходило, что всякая пядь земли имела своего защитника. Потому и похоронные так широко разлетались, так густо усеяли русскую землю». А Копёшкин умер в День Победы, «ушёл незаметно, одиноко, должно быть, в час, когда садилось солнце». Раненый Саенко плеснул немного из стакана на изголовье, на котором только что лежал Копёшкин. Вино густо окрасило белую накрахмаленную наволочку. Таинственно-тёмное вино, похожее на кровь, что пролил Копёшкин, защищая своё Отечество. Святость и чистота покупаются кровью. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|