|
Красота мира и человека. Проблематика рассказа В. М. Шукшина «Солнце, старик и девушка». (ЕГЭ по русскому)Небольшие рассказы Шукшина о людях, их характерах и судьбах, о жизни и мире всегда поражают глубиной мыслей о назначении человека, о смысле жизни. Он умеет просто и ненавязчиво открыть нам красоту мира, показать душевную красоту в самом простом человеке. Юная городская художница решила нарисовать портрет старика, жителя сибирской деревни. Каждый вечер «древний старик» выходил «на берег стремительной реки Катуни» и смотрел на солнце. Два вечера девушка рисовала старика, а на третий день не пришёл. Он умер. Вот и весь сюжет рассказа В. М. Шукшина «Солнце, старик и девушка». Герои не имеют имён, и уже в этом чувствуется глубокий философский смысл. В названии рассказа герои стоят в одном ряду со «звездой по имени Солнце», «И создал Бог два светила великие, светило большое, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды… И увидел Бог, что это хорошо». Солнце – часть творения Божия, часть мира, природы, и оно хорошо, прекрасно, как и весь мир, созданный Богом. Солнце – одно – единственное, как и старик, который прожил единственную жизнь, как и девушка, которая только начинает жить. Это рассказ о красоте мира и человека, сознающего эту красоту. «Солнце коснулось вершин Алтая и стало медленно погружаться в далёкий синий мир», - так описывает автор природу, которой любовался каждый день старик. Заход солнца и угасание дня в размышлениях девушки о жизни старика воспринимаются как события одного порядка, как «что-то непростое, что-то большое, значительное: «Солнце – оно тоже просто встаёт и просто заходит… А разве это просто?» Кажется, жизнь старика была самая простая, самая обычная: плотничал, потерял четырёх сыновей на войне, осталось двое. Но старик говорит о том, что жил хорошо, «справно», грех жаловаться. В его словах девушка чувствует странное спокойствие и умиротворение. Наверное, в этом и заключается красота старика – в его отношении к жизни. На вопрос девушки, можно ли его рисовать, старик отвечает, что он некрасивый теперь. Но молодая художница возражает: «Нет, вы красивый, дедушка». Какую же красоту увидела в восьмидесятилетнем старике художница? В портрете «дедушки» подчёркивается его старость, дряхлость. «Руки лежали на коленях – коричневые, сухие, в ужасных морщинах. Лицо тоже морщинистое, глаза влажные, тусклые. Шея тонкая, голова маленькая, седая. Под синей ситцевой рубахой торчат острые лопатки». Перед нами портрет труженика, прожившего нелёгкую жизнь, но не утратившего любви к миру. В конце рассказа девушка узнаёт, что старик уже 10 лет был слеп. Слепой старик помнит красоту мира, чувствует её и разговаривает об этом с девушкой. Он замечает, что солнце большое, что вода у того берега ровно крови подбавили, рассказывает о том, какие бывают камешки: «весь белый, аж просвечивает, а снутри какие-то пятнушки», «яичко и яичко – не отличишь», «на сорочье яйцо похожее крапинками по бокам», «как у скворцов – синенькие, тоже с рябинкой такой». Видят ли зрячие люди эту красоту? Радуются ли ей? Сын старика всегда приходит домой усталый, всем недовольный. Невестка тоже всегда недовольна. В доме тоскливо, царит молчание. Непонимание ожидает и девушку в далёком любимом городе. Друг, талантливый, настоящий художник, непременно будет сердиться: «Опять морщины! Всем известно, что в Сибири суровый климат и люди там много работают. А что дальше? Что?..» Эта встреча со стариком была очень важной для девушки, стала этапом на пути её взросления, на пути поиска смысла жизни: «Она чувствовала сейчас какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни». Мир прекрасен. Прекрасен человек, чувствующий красоту земного мира. В этом и заключается идея рассказа В. Шукшина «Солнце, старик и девушка. Итак, в рассказе раскрываются следующие проблемы: 1) Проблема красоты человека; 2) Проблема отношения человека к природе; 3) Проблема красоты мира; 4) Проблема смысла жизни; 5) Проблема назначения человека; 6) Проблема отношения к жизни; 7) Проблема сохранения любви к жизни; 8) Проблема непонимания между людьми; 9) Проблема взросления, становления личности; 10) Проблема поиска смысла жизни; 11) Проблема назначения искусства; 12) Проблема роли случая в жизни человека. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|