|
Вы здесь: Критика24.ру › Блок Александр
Анализ стихотворения А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (Блок Александр)Каждое стихотворение А. Блока воспринимается как часть единого целого – лирического романа, названного им «трилогией вочеловечения». Первый том этой трилогии – «теза» - «мгновение слишком яркого света». Лирический герой в нём – рыцарь, поклоняющейся Прекрасной Даме. Второй том – «антитеза». С небес герой опускается на землю и, пройдя «необходимый болотистый лес», оказывается в «страшном мире» города. Третий том – «синтез». Познав высший. «горний» мир, мир небесный и идеальный, пережив отчаяние от встречи со «страшным» земным миром, лирический герой «принимает жизнь» и «приветствует» её «звоном щита».
Раздел третьего тома «Родина», в который входит цикл – пятистишие «На поле Куликовом», является важным на пути осмысления Блоком исторической судьбы России. Открывает цикл стихотворение «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» Медленное, вдумчивое чтение этого стихотворения позволяет открыть в нём три плана. Первый план – исторический. Перед нами воспоминание о Мамаевом побоище, которое произошло 8 сентября 1380 года на поле Куликовом между Доном и Непрядвой. Русское войско под предводительством Дмитрия Донского сразилось с ордынским войском хана Мамая. Второй план – современность. Блок был убеждён, что Куликовская битва – символическое событие русской истории и такому событию суждено возвращение. Третий план – вневременный, вечный, как борение света и тьмы, добра и зла в душе человека. Проследим, как раскрываются эти три плана в стихотворении. В первой строфе создаётся традиционный образ России, который «озвучивают» четыре основных мотива: мотив широкого пространства – «Река раскинулась», мотив покоя, малоподвижности и грусти – «Течёт, грустит лениво» и мотив скудости, убогости, бедности русского пейзажа: Над скудной глиной жёлтого обрыва В степи грустят стога. Единственная шестистопная ямбическая строка, самая длинная в стихотворении, ассонанс на протяжное «и» создают медлительную, плавную, задумчивую интонацию. Вторая строка «И моет берега», написанная коротким трёхстопным ямбом, вносит в картину покоя, лени и сна ноту тревоги и чувства опасности. «Моет» - значит «размывает», «разрушает». В историческом плане «река» - Дон. Переправившись через него, русское войско отрезало себе путь к отступлению. Река подобна некоему Рубикону, рубежу, переход через который исключает всякую возможность повернуть назад. В 1908 году, в период написания цикла после революции 1905 года, Блок остро ощущает катастрофичность жизни, предчувствует «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Реку можно сравнить и с мифическим Стиксом, границей между земным и иным мирами. Вторая строфа начинается с традиционного обращения лирического героя к родине: «О. Русь моя!». Как и герои «Слова о полку Игореве», он бросает прощальный взгляд назад: «О, Русская земля, ты уже за холмом!» Необычным и смелым является второе обращение лирического героя к родине: «Жена моя!». Словно он подчёркивает, что его чувство к родине глубоко личное, навеки спаянное с ним. А может быть, Русь и есть та Светлая Величавая Жена, встречи с Которой так благоговейно и молитвенно ожидал лирический герой «Прекрасной Дамы». Резкий анжанбеман (перенос) выделяет слово «до боли», которое вбирает в себя мотивы угрозы, грусти и убогости, звучавшие раньше: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь. Путь – центральный образ стихотворения, с ним связан настойчиво развивающийся мотив движения. Необычным является то, что в стихотворении нет описания сражения, нет противостояния русских и монголо-татар. Татарская «тьма» заявлена всего лишь в нескольких словосочетаниях: «стрелой татарской древней воли», «ханской сабли сталь». Но слово «стрелой» - первое «предметное» существительное с историческим колоритом – является метафорой. Метафоричен и «путь». Его можно понимать не только как внешнее движение русского войска по степи, но и как историческое развитие России и как душевное борение: Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Стихийное, дикое, тёмное, как вольная татарская конница, живёт в груди, в душе. Слова «степь», «степной», настойчиво повторяющиеся у Блока, в произведениях древнерусской литературы связаны с враждебным, «татарским» пространством. Но в стихотворении Блока степь включена в русское пространство. В плане символическом происходит постоянное уравнивание «нашего» и «татарского». «Мы» бьёмся со своими двойниками. Для Блока «двойничество» – сквозная тема. Словосочетания «путь степной» и «путь в тоске безбрежной» сливают воедино пространство и эмоции, внешнее и внутреннее движения приравниваются. Этот путь окружает «мгла» - ночная и зарубежная. Необычным кажется уравнивание этих дух эпитетов не только с помощью союза «и», но и на фонетическом уровне – с помощью аллитерации на «н». Мгла, подобно туману, ухудшает видимость, усиливает тревогу, беспокойство. «Зарубежная» - не «иностранная», а, скорее всего, «исходящая из иных пространств, из иного мира». «Ночь» ассоциируется с тоской и мраком безнадёжности. Но лирический герой уверен в победе: Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. Ключевой в понимании идеи стихотворения является пятая строфа: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнёт ковыль. Блоковская «степная кобылица» и гоголевская «птица тройка» - всё это Русь, устремлённая в своём безостановочном, неудержимом полёте вперёд – в будущее. Ритм стихотворения становится стремительным, динамичным, звучит мотив бешеной скачки: И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови. «Закат в крови» ассоциируется со строчками из «Слова о полку Игореве», в которых «кровавые зори возвещают» чёрные тучи с моря идут». У Блока метафорическая «кровь» становится реальной: Из сердца кровь струится. Эти блоковские строчки можно соотнести со строками из стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрёшь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь… Мы видим, что лирический герой этого цикла – гражданин, мужественно глядящий в лицо миру, принмающий жизнь с открытым забралом. Он готов к борьбе и понимает, что покоя быть не может. Мы убедились, что Блок пишет не историческую картину, а символистскую лирику. Его Куликово поле – не на донском берегу и не в 1380 году, а вне ремени, в душе человека, таинственно связанной с иными мирами. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|