|
Вы здесь: Критика24.ру › Лесков Н С
Очарованный странник повесть (Лесков Н С)Повесть написана в 1872 году. Первоначальное название — «Черноземный Телемак». По своему содержанию и художественной структуре она несет на себе все основные признаки лесковского писательского дарования, являясь в этом отношении классической. Именно ее имел в виду Горький, советуя молодым писателям учиться у Лескова. Типизируя российскую действительность, писатель здесь вполне сознательно развивает реалистическое направление в литературе. Сопоставляя героя «Очарованного странника» с Телемаком, Дон-Кихотом и Чичиковым, Лесков отвергал идею чисто приключенческого сюжета, которую пытались ему навязать. «...Почему же лицо самого героя должно непременно стушевываться?..— пишет он в январе 1874 года, после выхода в свет повести.— А Дон-Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и среде и герою? Я знаю и слышу, что «Очарованный странник» читается живо и производит впечатление хорошее...» Лесков не случайно упоминает произведения Сервантеса, Фене-лона и Гоголя. Он подчеркивает мысль об органической связи в реалистическом искусстве характера и обстоятельств, героя и среды. В первой публикации (в газете «Русский мир» за 1873 г.) повесть называлась «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Лесков проводит своего героя Ивана Северьяновича Флягина через множество жизненных испытаний, в процессе которых вырабатывается и оттеняется его характер. Автор рассматривал Ивана Северьяновича как характер героический, народный и в своих оценках сближал его со знаменитым Левшой. «"Очарованного странника" сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с «Левшою» под одним общим заглавием "Молодцы"», — писал он в 1886 году. Жизнь Иван Северьянович Флягин принимает со всем ее пестрым, многоликим и сложным содержанием. «Очарованный богатырь» не испытывает желания снять с себя чары жизни, и все ее трудности разбиваются о его незыблемую духовную стойкость. Мера справедливости мыслей и дел определяется самим Фляги-ным. Никакого иного критерия оценки человека, кроме суда собственной совести, он не признает. Однако в основе этого убеждения не эгоизм, а глубокая вера в человека. Флягин по-своему гармоничная личность. Он лишен религиозного фанатизма и хотя «не неверует», но полагает, что «от всех этих молитв никакой пользы нет». Он любит труд, относится ко всякой работе добросовестно, но подлинным «артистом» показывает себя в обращении с лошадьми, где ему нет равного, Ему свойственно и высокое чувство любви к родине и своему народу. Долгие годы живя в плену, все свои помыслы и стремления он направляет к одной цели, чтобы «вернуться домой и увидеть свое отечество». Флягин готов «за народ... помереть», если видит, что ему угрожает опасность. Герой Лескова, слегка удивляясь тому, что он много раз «погибал», но так и «не погиб», в конце концов сам уверовал в то, что постоянное балансирование на краю гибели — его жизненный удел, его судьба. Спокойствие и невозмутимость Флягина основаны на собственном опыте, который свидетельствует о том, что силы зла, в том числе и сама смерть, бессильны восторжествовать в борьбе с ним. Люди, подобные Ивану Северьяновичу Флягину, по убеждению писателя, олицетворяют собой сущность жизни и неистребимы, как сама жизнь. С. 51. Валаам — остров на Ладожском озере, где в начале XIV века был построен мужской монастырь. Чухонский — финский. С. 52. Послушник он был или постриженный монах...— Послушником в русских монастырях назывались готовящиеся к принятию монашества и исполняющие разные послушания: церковные службы и хозяйственные работы. Пострижение — обряд посвящения в монашество, сопровождавшийся крестовидным выстрижением волос на голове посвящаемого. Камилавка — черная шапочка, которую монахи носили под клобуком (под капюшоном). С. 53. ...напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого.— Имеются в виду картина В. В. Верещагина «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» и баллада А. К. Толстого «Илья Муромец». Епархия — церковно-административная единица. Филарет (Дроздов) (1782—1876) — московский митрополит, богослов, один из наиболее реакционных деятелей высшего духовенства. С. 54. Преподобный Сергий — причисленный к лику святых известный деятель русской церкви XIV века Сергий Радонежский (1314—1392), основатель Троице-Сергиева монастыря и ряда других обителей. С. 55. Стратопедарх — начальник военного лагеря. С. 56. Троица, духов день — религиозные праздники христианского культа. Иеромонах — монах в сане священника. Рясофор — ношение в монастыре монашеской одежды без пострижения. Инок — монах, чернец, отшельник. С. 57. Кантонисты — сыновья солдат в крепостной России, при крепленные со дня рождения к военному ведомству и подготовлявшиеся к солдатской службе в специальных школах кантонистов Ремонтер — офицер, занимающийся закупкой лошадей для армии. С. 58. Рарей Джон (1827—1866) — известный американский дрессировщик лошадей, основоположник гуманного метода дрессировки. В России демонстрировал свою систему в 1857 году. Всеволода-Гавриила из Новгорода, которого я за молодечество его сильно уважал...— Всеволод-Гавриил Мстиславич, новгородский князь, причисленный к лику святых (ум. в 1137 г.). Муравный — покрытый глазурью, стекловидной оболочкой. С. 62. Граф К.— имеется в виду С. М. Каменский (1771—1835), известный своим деспотизмом помещик. Ворок (ворки)—загон, скотный двор. Старинкою синею ассигнациею жалован.— Ассигнация — денежная бумажная купюра пятирублевого достоинства. С. 63. Форейтор (нем.)—кучер, сидящий верхом на выносной лошади в запряжке четверней или шестерней. Битюцкие. — Битюги — порода крепких ломовых лошадей, разводимая в Воронежской губернии, по берегам реки Битюг. Оборкатотся — привыкнут, приспособятся. Кофишенок (нем.) — придворный чин смотрителя за чаем, шоколадом, кофе. ...аспид и василиск...— здесь: мифическое существо, дракон, змей. С. 64. П... пустынь — предположительно Предтечева пустынь (монастырь в Орловской губернии). Взволочек (взволок) — возвышенность, холмик. С. 66. ...поехали мы... к новоявленным мощам...— Речь идет о мощах первого воронежского епископа Митрофания, «открытие» которых произошло в 1832 году. С. 67. Дышловые, дышловики — пара лошадей, запряженных по обе стороны дышла (одиночной оглобли), прикрепляемого к передней оси повозки. Подседельная — верховая лошадь (здесь: форейторская). С. 73. За коней мы взяли триста рублей, разумеется по-тогдашнему, на ассигнацию...— то есть на бумажные деньги, которые оценивались в 30—40-х годах XIV века в двадцать семь копеек серебром за один рубль ассигнацией. _ Заседатель — выборный от дворян член уездного суда или судебной палаты. С. 74. ...от Митрофания...— из воронежского Митрофаниевского монастыря. С. 76. Лиман — широкое устье реки, впадающей в море, морской залив. С. 77. Сарацины — кочевое дикое племя в Аравии. С. 80. Улан — конный воин из частей легкой кавалерии. С. 81. Тубо, пиль, апорт (франц.) — стой, принеси, подай. Борзо — скоро, быстро. С. 84. Кошма (вост.) — войлок из овечьей шерсти, валяная подстилка. Хан Джангар — возглавлял Букеевскую киргизскую орду в районе Астрахани. Числился русским подданным, состоял на государственной службе. Одновременно был широко известен как торговец лошадьми. Рынь-пески (нарын (казахск.) — узкий песок) — гряда песчаных холмов в низовьях Волги. Дербыши (дервиши) — мусульманские нищенствующие монахи. С. 85. Селикса — село на юге Пензенской губернии. С. 86. ...на игренем...— Игрений — конская масть: рыжий со светлой, белой гривой и хвостом. Мордовский ишим — село к востоку от Пензы. С. 88. Курохтан — буро-серая степная птица. С. 95. Сабур — растение алоэ. Калганный корень — растение, употреблявшееся как пряность и лекарство. С. 99. Коч — кочевье. С. 102. Таволожка (таволга, волжанка) — кустарник, прочные стволы которого использовались на шомпола и кнутовища. Чилизник (чилига) — степная полынь. С. 103. Хлупь (хлуп) — кончик крестца у птицы. С. 105. Магомет (Мухаммед) (ок. 571—632 гг.) — основатель магометанской (мусульманской) религии, изложенной в Коране. Миссионер (лат.) — лицо, посылаемое церковью для религиозной пропаганды среди иноверцев. С. 108. Агнец — здесь: ягненок, барашек. С. 110. Позабрались... под ставки — то есть в кибитки. С. 113. Епитимья—наказание за проступки против уставов церкви. С. 114. Керемети — согласно чувашским поверьям, добрые духи, которые живут в лесах. С. 115. Зачичкался — захирел, похудел. С. 117. Магнетизм—так называли в то время гипноз. С. 119. Не латошитъ — не суетиться; латоха (лотоха) — суета. Храпок (храп) — средняя и нижняя часть переносья у лошади. С. 120. Кила — грыжа, опухоль. Архалук — поддевка, стеганка. С. 124. Субтильный — нежный, тонкий. С. 128. ...Иов на гноище...— Согласно одной из библейских легенд, бог, чтобы испытать веру Иова, поразил его проказой, и Иов должен был уйти из города и сидеть в пепле и навозе. С. 131. Лонтрыга (лантрига) — мот, гуляка. С. 132. Четминеи (Четьи Минеи) — церковная книга «Жития святых». С. 138. Ассигнации — бумажные деньги различного достоинства: синие синицы — пять рублей, серые утицы — десять рублей, красные косачи — двадцать пять рублей, белые лебеди — сто и двести рублей. С. 139. Исправник — начальник уездной полиции, председатель земского суда. С. 140. «Челнок» — романс на слова стихотворения Д. В. Давыдова «И моя звездочка» («Море воет, море стонет...»). С. 142. Ротмистр — командир эскадрона, капитан легкой конницы в царской армии. С. 143. Коник — ларь, сундук с подъемной крышкой. С. 150. Обелъма — множество, куча. С. 164. Перезниял — перегнил. Девки-однодворки — жительницы хутора, заимки, одиночного поселения. Мареновый — от слова «марена» — растение, корень которого используется в качестве красителя. С. 165. ...у старых бортей...— Борть — дуплистое дерево, в котором водятся пчелы. С. 168. Авария — бывшее Аварское ханство. С 1864 года — Аварский округ (территория, на которой в настоящее время расположен Дагестан). Зелье — здесь: порох. С. 169. Отроковица — девушка-подросток. С. 172. Коллежский секретарь — один из четырнадцати классов («чинов») табели о рангах, введенной Петром I. С. 173. Апофеоз (греч.) — здесь: торжественная заключительная картина в театральном представлении. С. 174. Малый постриг — обряд посвящения в духовное звание младшего чина без наложения строгих правил. Старший постриг — обряд посвящения в монахи пожизненно с наложением строгих правил., С. 175. Четки — нитки бус, ремень с узлами для отсчитывания произнесенных молитв и сделанных поклонов. С. 179. Схимник — монах, ведущий суровый, аскетический образ жизни. Источники:
Аннотация:В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|