|
Жанровое своеобразие «Слова о полку Игореве» (Школьные сочинения)«Слово о полку Игореве» - величайший памятник литературы Древней Руси, выросший на плодотворной почве русской культуры XII века. Д.С.Лихачев назвал произведение «окном в исчезнувший мир». Несмотря на свои небольшие размеры, «Слово…» - памятник необычайной художественной емкости. Чем пристальнее мы в него вглядываемся, тем больше в нем открываем.
Вопрос о жаровом своеобразии «Слова…» остается открытым по сей деньр. «Слово о полку Игореве» принято считать полижанровым произведением. Полижанровость - довольно характерная черта для древнерусской литературы, так как в те времена жанровые нормы и правила еще не до конца сформировались. Сам неизвестный автор произведения называет его и «словом» ( «Не пора ль нам, братия, начать о походе Игореве слово…»), и «песнью» ( «Не гоняясь в песне за Бояном»), и «повестью» («Эту повесть о године бед…»).
В древнерусской литературе «слово», как жанр ораторского искусства, был предназначен для того, чтобы его слушали, а не читали. В «Слове о полку Игореве» присутствуют эпизоды, которым характерны черты жадного жанра: пролог произведения, «Золотое слово» Святослава, публицистическое обращение автора к князьям и эпилог. В поэме описывается поход русского князя Игоря на половцев, однако «Слово…» не просто повествует об этом событии, но еще и дает оценку и анализирует действия Игоря. Произведение представляет из себя речь патриота, наполненная обычными для устной речи словами и терминами. Неизвестный автор постоянно обращается к людям (персонажам). «Не пора ль нам, братия, начать о походе Игоревом слово» - автор, говоря «братия» обращается напрямую к народу, из чего в очередной раз можно сделать вывод, что он находится в непосредственной близости с людьми. «О Боян, старинный соловей!… Если б ты о битвах наших дней пел, скача по мысленному древу; если б ты, взлетев под облака, … если б ты Трояновой тропой средь полей помчался и курганов…» - автор обращается к придворному сказителю времен Ярослава Мудрого Бояну. В публицистическим обращении автора к князьям он обращается к Всеволоду («Князь великий Всеволод!»), к князьям Рюрику и Давиду («Вы, князья буй Рюрик и Давид!»), к Ярославу («Ярослав, князь Галицкий!»), к Мстислав и Роману («Вы, князья Мстислав и буй Роман!»), к князьям Ингаврю и Всеволоду («Князь Ингаврь, князь Всеволод!»), к Изяславу, к Ярославу и «правнукам Всеслава». Все эти обращения, как и «братия», показывают близость оратора (неизвестного автора) к людям. Обращения разбавляет всем известный рефрен «Слова…» «О Русская земля, ты уже за холмом!». Это скорбное восклицание автора, призванное привлечь внимание слушателя, заострить его на наиболее важных событиях, проблемах и переживаниях. В эпилоге произведения неизвестный автор кличет славу князьям:
Слава князю Игорю, Буй тур Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Слава всем, кто, не жалея сил, За христиан полки поганых бил! Здрав будь, князь, и вся дружина здрава! Слава князям и дружине слава! И это в очередной раз показывает читателям то, что автор рассказывает это произведение, а не пишет для читателей.
В «Слове о полку Игореве» широко используется и военная терминология, характерная для «трудной» (воинской) повести. «В злат стремень вступать» - выступать в поход, «копие преломить» - одержать победу, и многие друге термины (шелом, полк, дружина…). Также, с помощью ареной терминологии дается описание внутренних качеств Игоря: «Мужество избрал себе опорой. Ратным духом сердце поострил…». Еще одной чертой, характерной для воинских повестей, является то, что произведение построено на реальных исторических событиях (неудачном походе 1185 года русских на половцев).
Автор этой героической поэмы также относит ее и к песне, употребляя фольклорные эпитеты: «борзые кони», «чистое поле», мечи булатные» Также широкое употребление получили всевозможные песенные символики: князья - «солнце», «соколы», молодые месяцы», Ярославна - «кукушка». Сравнения тоже связны с песенной народной традицией: «и скрипят их старые телеги, голосят, как лебеди в испуге», «И поплыл, как гоголь, по волне, полетел, как ветер, на коне». Ко всему прочему, эпизод «Плач Ярославны» по своей форме довольно близок к песне. Обычная песня, в той форме, в который мы привыкли ее видеть сейчас, состоит из куплетов и припевов. В качестве своеобразного припева будет выступать часть, в которой Ярославна плачет в Путивле. Слова в этой части все три раза меняются, но смысл его мотается тот же. В качестве куплетов будут выступать обращения Ярославны к силам природы: к Днепру, к ветру, к солнцу. То есть, можно сказать о том, что эпизод «Плач Ярославны» по форме напоминает читателям современную песню. В эпизоде «Сон Святослава» тоже можно наблюдать черты жанра «песнь» символика. «Тисовая кровать» - символ гроба, «жемчуг» - символ слез.
Таким образом, можно смело говорить о том, что героическая поэма «Слово о полку Игореве» не принадлежит к определенному жанру, а является полижанровым произведением, включающим в себя черты и слова, и песни, и поэмы. Обновлено: Опубликовал(а): elizav.v.eta Внимание! Спасибо за внимание.
|
|