Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Смысл названия комедии «Недоросль» (Фонвизин Д. И.)

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль», написанная в 1781г. и поставленная в 1782 г., не сходит со сцены до наших дней. Ведущая тема пьесы – дворянское «злонравие». Драматургу удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в., и название пьесы во многом определяет основную проблематику комедии.

Для того, чтобы определить значение понятия «недоросль», необходимо обратиться к истории. В 1714 г. Петр I издал указ, по которому все дворяне, достигшие пятнадцатилетнего возраста отправлялись на службу. Молодые дворяне, не достигшие этой возрастной отметки, официально назывались недорослями. После публикации пьесы термин приобрел насмешливый, иронический смысл и стал обозначать непросвещенных, малообразованных людей.

В произведении Фонвизина «недорослем», и в интеллектуальном, и в моральном, и в гражданском смыслах, является сын Простаковых - Митрофан.

Митрофан - статичный персонаж, который никак не развивается на протяжении произведения. Смысл названия комедии Фонвизина относится именно к нему. Герой - недоросль, причем сразу в нескольких значениях. Во-первых, Митрофан - недоросль в интеллектуальном отношении. Он — полный невежда, не желающий учиться и считающий это бесполезным и скучным занятием. Герой понимает, что глуп, и это его абсолютно не расстраивает: «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше». По всем предметам, которые преподаются Митрофану, герой полный профан. Это хорошо прослеживается в эпизоде экзамена Митрофана, в котором тот не смог отличить существительное от прилагательного, говоря, что дверь - прилагательное потому что «она приложена к своему месту». Учась три года грамоте у Кутейкина, Митрофан все еще читает по слогам: «Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам.» (Кутейкин о Митрофане). Цыфиркин, преподававший у недоросли арифметику два года, так отозвался о своем ученике: « Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет». Митрофанушка смотрит на науку подобно матери, как на неизбежное зло.

Помимо интеллектуальной ограниченности, в характере сына Простаковых прослеживается еще и моральная. Поэтому справедливо говорить, что Митрофан - недоросль в моральном отношении. Герой, подобно своей матери, ни во что не ставит чувства других людей, растет жестоким и бессердечным человеком. Так, в своем сне персонаж жалеет не отца, которого бьют, а мать, которая бьет отца и устает от этого: «Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Митрофан груб и по отношению к крепостным, что не удивительно, учитывая характер его матери, госпожи Простаковой, которая видит в крестьянах не людей, а только способ заработать деньги. Няня Митрофана, Еремеевна, любит его как родного ребенка, всячески защищает, но сын Простаковых грубит ей: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». Герой «лается» на своих учителей: «Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать». Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу, но как только Простакова теряет свою власть в доме, Митрофан отворачивается и от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

И, наконец, Митрофан - недоросль в гражданском смысле. Герой еще не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. В этом нашло свое отражение воспитание госпожи Простаковой, которая хочет держать сына при себе как можно дольше и не пускать на службу: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите». Митрофан же не особо противится этому, ему самому хочется быстрее жениться. «Мы видим, — говорит о нем Стародум, —все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» Ответ на этот вопрос - ничего. Для этого и создал Д.И.Фонвизин свою комедию «Недоросль», чтобы показать обществу того времени, какие на самом деле «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках впоследствии окажется будущее Руси.

Итак, комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» — чрезвычайно важная веха в истории отечественной драматургии. В ней собраны не просто насмешки над смешными сторонами общества, но его раны и болезни. В образе одного из главных героев —Митрофана — отразился тип представителя молодого поколения того времени: ленивого, невежественного, грубого; он не стремится расти духовно, культурно, умственно, у героя нет никаких идеалов и стремлений. «Вот злонравия достойные плоды!»

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.