|
Проблема роли совести в жизни человека и общества. Сенина 2017. № 23. (ЕГЭ по русскому)Какова роль совести в жизни человека и общества? Именно этот вопрос возникает при чтении текста русского сатирика девятнадцатого века Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина. Раскрывая проблему совести в жизни человека и общества, автор обращается к жанру сказки. «Пропала совесть», - так начинается повествование. Автор подчёркивает, что многие не заметили этой пропажи, напротив, почувствовали себя бодрее и свободнее. Теперь ловчее стало обманывать, пресмыкаться и подставлять ногу ближнему. Поднявший на дороге совесть пьяница, к которому вдруг вернулось горькое сознание действительности, не выдержал мук и постарался избавиться от совести. Никому не нужна была бедная совесть, и тогда растворили сердце чистого неповинного младенца и схоронили в нём совесть. Автор подводит нас к мысли о том, что если все люди будут жить по совести, то «исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама». Мне близка позиция автора. Бесспорно, совесть играет важную роль в жизни человека и общества, потому что она заставляет нас критически оценивать свои мысли, чувства и поступки, увидеть безобразную сущность лжи, измены, равнодушия. В обществе, состоящем из совестливых людей, будут искоренены неправда, коварство и насилие. Приведу литературный аргумент. Вспомним повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». В деревне Матёре, расположенной на острове с таким же названием, «старинная старуха Дарья Пинигина живёт по завету, данному ей отцом: «…чтоб совесть иметь и от совести терпеть». С сожалением отмечает героиня, что в нынешние времена совесть «истончили»: «сильно большие дела творят, - про маленькие забыли». Большое дело – строительство плотины посреди Ангары для электростанции. Матёра «пойдёт на электричество», должна уйти под воду. А про жителей затопляемой деревни не подумали, про могилы предков забыли. Этот пример показывает, что чем меньше становится совестливых людей, тем хуже нравственное состояние об совестьщества. Приведём ещё один аргумент. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» глубокой славянской совестью обладает Катерина. Она не потому грозы боится, что убьёт, а потому, что предстанет перед Господом без покаяния со всеми своими греховными мыслями и чувствами. Катерина не выдерживает мук совести и кается в измене не только перед Тихоном, но и перед всем народом. Чем чище и нравственнее человек, тем сильнее в нём развита совесть. Мы пришли к выводу о том, что нравственное состояние общества и человека зависит от совестливости людей, от их желания всегда поступать честно и порядочно. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|