|
Нравственный выбор (по тексту Бочарова о Шаварше Карапетяне) (ЕГЭ по русскому)«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки», - говорил известный русский писатель Л.Н. Толстой. А думать хорошо может тот человек, который с малых лет получил достойное воспитание, который живет по совести, по неписаным законам добра и справедливости. На протяжении всей жизни каждый человек не один раз решает для себя: пойти на сделку со своей совестью или остаться верным внутренним моральным принципам. В этом и заключается нравственный выбор. Именно о проблеме такого выбора говорит Г. Бочаров в тексте об известном спортсмене Шаварше Карапетяне, которому совесть не позволила пройти мимо трагедии. Он, не раздумывая, бросился в холодную воду спасать незнакомых ему людей, когда увидел, как проезжавший мимо троллейбус внезапно слетел с моста в реку. Шаварш 21 раз нырял в мутную жижу, где трудно было хоть что-то разглядеть, хватал очередную жертву и быстро всплывал. Он торопился спасти как можно больше людей. Молодой человек в тот момент совсем не думал о себе. В результате этого он стал инвалидом. О спортивной карьере тоже пришлось забыть. Автор восхищается поступком Ш. Карапетяна, говоря: «Спасая людей, он помогал всем понять, что может человек, даже если он один». Я полностью разделяю позицию автора. В доказательство этого могу привести примеры из художественной литературы. Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов, оказавшись в фашистском плену, остается человеком в самой, казалось, безвыходной ситуации. Он отказывается пить за здоровье немецких офицеров. Русский солдат мысленно уже попрощался с жизнью, но его смелость настолько удивила врагов, что они подарили ему жизнь и даже наградили буханкой хлеба. И здесь А. Соколов остается верен себе. Шатаясь от голода и выпитого алкоголя, он не позволяет себе отломить хотя бы кусочек, а приносит весь хлеб в барак, чтобы разделить между всеми заключенными. Выходит, нравственный выбор основывается еще и на силе воли человека. Другой русский писатель Василь Быков в повести «Сотников» убедительно доказывает, что внутренняя сила человека не зависит от физических возможностей, а целиком относится к душевным качествам. Герои повести, оказавшись в критической ситуации, ведут себя по-разному. Один, Рыбак, встретившись лицом к лицу с врагом, не выдерживает испытания и предает партизанский отряд. В его мозгу бьется только одна мысль: «Жить любой ценой!» Потом он надеется как-нибудь выкрутиться. Но, один раз совершив подлость и предательство, невозможно затем жить счастливо и спокойно. Теперь перед Рыбаком постоянно будут немым укором глаза повешенных с его помощью людей. Другой герой повести, Сотников, внешне довольно слабый, но сильный духом, не приемлет никаких компромиссов. Он стойко выносит издевательства полицаев, потому что понимает, что кроме физической жизни есть и другая, нравственная. Это понимание и является мерилом всех его поступков. Таким образом, можно сделать вывод, что если человек усвоил правила морали, то именно они будут теми знаками, которые укажут путь в жизни, а также подскажут, где есть подводные камни и как их обойти. Обновлено: Опубликовал(а): Galinaa Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|