|
Горе «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» (Пушкин А. С.)Самая значительная повесть цикла. Пушкин обращается в ней к теме обманутой и покинутой бедной девушки, к теме, известной в русской литературе, начиная с «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. Но эта традиционная сентиментальная ситуация обыгрывается очень оригинально, с преодолением известных стереотипов. Обращает на себя внимание, что стены почтовой избы Самсона Вырина оклеены лубочными картинками, рисующими историю о блудном сыне. Традиционное читательское восприятие и в самом сюжете повести ожидает найти чувствительную иллюстрацию к известной евангельской притче. Предполагается, что кокетливая героиня будет брошена повесой-гусаром и, настрадавшись, вернется в дом своего отца. Но у Пушкина совсем неожиданно главным страдающим лицом оказывается не Дуня, а её отец - станционный смотритель Самсон Вырин, «сущий мученик четырнадцатого класса». В финале мы узнаем, что Дуня достаточно счастливо живет с Минским в Петербурге, брошенным же оказывается её отец. Так, в рамках избитого сюжета об увезенной гусаром девушке возникает важная тема социального неравенства людей, социальной разобщенности, которая приводит к разрыву даже родственных связей, что делает дочь чужой своему отцу. Ни Минский, ни Дуня не представляют себе, что Вырин может находиться рядом с ними, жить с ними под одной крышей. Если бы Вырин был не коллежским регистратором, но хотя бы коллежским асессором, то трагедия, возможно, и не произошла бы. Но он всего лишь чиновник 14-го класса, и потому трагический финал неизбежен. Трагедия Самсона Вырина усугубляется еще тем, что Минский отнюдь не бесчувственный злодей. Он по-своему честен и порядочен: дает старику честное слово, что Дуня с ним будет счастлива, и исполняет свое обещание. Он готов принести Вырину извинения за свой поступок, но не готов признать в нем равного себе человека. Отсюда и попытка откупиться от смотрителя деньгами, и гнев ротмистра при второй встрече с Выриным. Минский искренне не понимает, что же еще нужно от него отцу Дуни, чего же он вообще хочет. Мысль графа начинает работать по привычному шаблону романтической интриги: «Ты что, зарезать меня хочешь?». Минскому легче представить Вырина в роли грозного мстителя с ножом в руках, чем осознать простую истину, что отец не хочет разлучаться со своей дочерью, жить с ней в вечной разлуке. Страшно, что и дочери своей Вырин оказывается не нужен, хотя в ее душу дважды проникает понимание и раскаяние: первый раз – когда она падает в обморок при виде отца; второй раз – когда она плачет на его могиле…
Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья12 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|