Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Торжественное и политическое красноречие Феофана. Риторические приёмы проповедей «Слово похвальное о преславной на войсками свейскими победе», «Слово на погребение Петра Великого» (Литература XVII—XVIII веков)

Феофан Прокопович, сподвижник Петра Великого, вошёл в историю не только как духовный деятель, но и как писатель-публицист. На протяжении всей своей жизни он живо откликался на важнейшие исторические события. Произведения Феофана полны красноречия. В них использованы основные риторические приёмы, известные ещё со времён становления ораторского искусства. Особенно ярко они видны в двух произведениях: «Слово похвальное о преславной на войсками свейскими победе» и «Слово на погребение Петра Великого».

«Слово похвальное...» или «Панегирикос» написано в 1709 году и посвящено победе в Полтавской битве.

Феофан проповедал его в Киевском соборе Святой Софии в присутствии царя. Главная особенность «Панегирикоса» в том, что это не похвала Петру-победителю, а личная оценка автора исторического события. Во вступлении использовано два ораторских приёма — обращение к слушателю (конкретно к государю) и риторический вопрос: «...кое иное дати тебе приветствие и что болшее в дар гостиниый имамы принести тебе?». Третий приём — частое употребление местоимений во множественном числе (мы, наш, нами) — использован для подчеркивания равенства и создания атмосферы единомыслия. Наконец, Феофан в своей речи часто сравнивал государя с мифологическими и библейскими персонажами. Так, Пётр, победивший шведское войско, сопоставим с Самсоном, растерзавшего льва. Этот приём придал «Слову похвальному...» более торжественное звучание.

«Слово на погребение Петра Великого» было произнесено Феофаном в 1725 году во время панихиды по императору. Риторические вопросы и восклицания в начале речи придали вступлению большую эмоциональность, передали горе автора: «Что се есть? До чего мы дожили, о Россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!». По свидетельствам очевидца, Феофан, после произнесения этих слов разрыдался и вместе с ним зарыдали все присутствующие. Как и в «Панегирикосе» оратор вновь сопоставил Петра с Самсоном, а также привёл другие религиозные сравнения. С их помощью Феофан дал оценку деятельности Петра и его роли в истории России. По мнению автора, государь был храбрым мореплавателем, как Иафет, мудрым законодателем, как Моисей, справедливым царём, как Соломон и реформатором церкви, как византийский император Константин. В конце проповеди Феофан обратился к супруге Петра, Екатерине I, как к продолжательнице петровских начинаний.

Таким образом, и в «Слове похвальном...», и в «Слове на погребении...» можно отметить основные ораторские приёмы: риторические вопросы, восклицания, обращения, множественные местоимения, религиозные сравнения. Именно они помогли автору передать торжественность и скорбь описываемых событий, воздействовать на эмоции и чувства слушателей.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском