|
Торжественное и политическое красноречие Феофана. Риторические приёмы проповедей «Слово похвальное о преславной на войсками свейскими победе», «Слово на погребение Петра Великого» (Литература XVII—XVIII веков)Феофан Прокопович, сподвижник Петра Великого, вошёл в историю не только как духовный деятель, но и как писатель-публицист. На протяжении всей своей жизни он живо откликался на важнейшие исторические события. Произведения Феофана полны красноречия. В них использованы основные риторические приёмы, известные ещё со времён становления ораторского искусства. Особенно ярко они видны в двух произведениях: «Слово похвальное о преславной на войсками свейскими победе» и «Слово на погребение Петра Великого». «Слово похвальное...» или «Панегирикос» написано в 1709 году и посвящено победе в Полтавской битве. Феофан проповедал его в Киевском соборе Святой Софии в присутствии царя. Главная особенность «Панегирикоса» в том, что это не похвала Петру-победителю, а личная оценка автора исторического события. Во вступлении использовано два ораторских приёма — обращение к слушателю (конкретно к государю) и риторический вопрос: «...кое иное дати тебе приветствие и что болшее в дар гостиниый имамы принести тебе?». Третий приём — частое употребление местоимений во множественном числе (мы, наш, нами) — использован для подчеркивания равенства и создания атмосферы единомыслия. Наконец, Феофан в своей речи часто сравнивал государя с мифологическими и библейскими персонажами. Так, Пётр, победивший шведское войско, сопоставим с Самсоном, растерзавшего льва. Этот приём придал «Слову похвальному...» более торжественное звучание. «Слово на погребение Петра Великого» было произнесено Феофаном в 1725 году во время панихиды по императору. Риторические вопросы и восклицания в начале речи придали вступлению большую эмоциональность, передали горе автора: «Что се есть? До чего мы дожили, о Россияне? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!». По свидетельствам очевидца, Феофан, после произнесения этих слов разрыдался и вместе с ним зарыдали все присутствующие. Как и в «Панегирикосе» оратор вновь сопоставил Петра с Самсоном, а также привёл другие религиозные сравнения. С их помощью Феофан дал оценку деятельности Петра и его роли в истории России. По мнению автора, государь был храбрым мореплавателем, как Иафет, мудрым законодателем, как Моисей, справедливым царём, как Соломон и реформатором церкви, как византийский император Константин. В конце проповеди Феофан обратился к супруге Петра, Екатерине I, как к продолжательнице петровских начинаний. Таким образом, и в «Слове похвальном...», и в «Слове на погребении...» можно отметить основные ораторские приёмы: риторические вопросы, восклицания, обращения, множественные местоимения, религиозные сравнения. Именно они помогли автору передать торжественность и скорбь описываемых событий, воздействовать на эмоции и чувства слушателей. Обновлено: Опубликовал(а): Лизель Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по темеИ это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|