Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Свобода человека и её ограничения аргументы Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Н. Толстой «Война и мир» (Итоговое сочинение (декабрьское))

Свобода человека — одна из важнейших ценностей, к которой стремится личность, но её реализация всегда сопряжена с определёнными ограничениями. Подлинная свобода — это не просто право действовать по своей воле, но и осознание ответственности перед собой и обществом. Ограничения свободы могут исходить как от внешних условий — законов, социальных норм, так и от внутренних аспектов — нравственных убеждений, принципов и даже страхов человека. В литературе вопрос свободы и её пределов поднимается часто, поскольку именно через эту тему авторы раскрывают природу человеческой личности, её возможности и слабости.

Рассмотрим этот вопрос на примере романа «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, где главный герой Родион Раскольников стремится освободиться от моральных и правовых ограничений, считая, что имеет право вершить правосудие по своему усмотрению.

Убедив себя в том, что он — «сверхчеловек», имеющий право нарушать законы во имя великой цели, он совершает преступление, полагая, что это освободит его от условностей общества. Однако после убийства старухи-процентщицы он оказывается в плену своих же внутренних ограничений: угрызения совести, муки вины и постоянные сомнения разрушают его душевное состояние. Раскольников понимает, что его попытка обрести свободу, перешагнув через моральные нормы, приводит лишь к ещё большей несвободе — он становится заложником своих преступных мыслей и чувств. Таким образом, Достоевский показывает, что настоящая свобода невозможна без соблюдения нравственных принципов. Попытка выйти за пределы общепринятых норм и установить свои собственные правила разрушает внутренний мир человека, лишая его душевного покоя.

Другой пример ограничения свободы находим в романе «Война и мир» Льва Толстого, где князь Андрей Болконский ищет своё предназначение и внутреннюю свободу. В начале произведения он видит свою жизнь бессмысленной и ограниченной светскими условностями, стремится к героическим подвигам на войне, считая, что таким образом он обретёт свободу и внутреннее удовлетворение. Однако, пройдя через тяжёлые испытания на поле боя и видя страдания и смерть, он приходит к осознанию, что истинная свобода заключается не в героизме и славе, а в гармонии с собой и в любви к близким. Встреча с Наташей Ростовой и её любовь помогают ему понять, что счастье и свобода заключаются не в стремлении к высоким идеалам, а в умении ценить жизнь во всех её простых проявлениях. Его путь показывает, что свобода без любви и согласия с собой — это иллюзия, которая лишь запутывает человека.

Оба примера показывают, что свобода человека всегда ограничена как внутренними, так и внешними факторами. Попытка полностью избавиться от ограничений часто приводит к ещё большему внутреннему разладу. Литература подчёркивает, что настоящая свобода требует не только осознанности и ответственности, но и признания границ, установленных нравственностью и уважением к другим людям. Только тогда свобода становится источником радости и гармонии, а не разрушения.

В итоге, свобода человека — это стремление к независимости и самореализации, но истинная свобода достигается лишь тогда, когда человек понимает и принимает её ограничения. Литературные произведения учат нас тому, что уважение к законам общества, нравственным принципам и чужим интересам — неотъемлемая часть пути к внутренней свободе.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.