Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Тёмное царство» купечества в представлении Н. А. Добролюбова (ЕГЭ по литературе)

Критик Н. А. Добролюбов, рассматривая российское общество XIX века, сосредоточился на многих аспектах его устройства, и наиболее значительным является характеристика купечества города Калинова как «тёмного царства». Этот термин подразумевает не только экономическую отсталость благосостояния купечества, но и духовную нищету, моральное бесплодие и социальное неравенство. В данном сочинении мы рассмотрим, что дало основание Добролюбову сделать такой вывод, и согласны ли мы с его мнением, опираясь на анализ произведений, которые отображают данную проблематику.

Первое основание для характеристики купечества как «тёмного царства» заключается в его социальном статусе и роли в обществе.

В своих произведениях Добролюбов акцентирует внимание на том, что многие из купцов имеют значительное влияние в местном сообществе, однако это влияние зачастую сопряжено с коррумпированностью, невежеством и стремлением к личной выгоде.

Образ купцов в рассказе Н. С. Лескова «Левша» представляется в нескольких аспектах: они олицетворяют ту «тёмную» сторону рынка, где деньги подменяют нравственные ценности. Эти персонажи, несмотря на свои материальные достижения, оказываются лишенными культурных и моральных ориентиров, создавая контраст между высоким духом и низменными интересами. Так, купцы часто изображаются не только как жадные, но и как малокультурные, невежды, так не интересующиеся развитием народа. Это отображает не только экономическую, но и социальную стагнацию.

Далее, ключевым фактором, который породил выражение «тёмное царство», является духовная нищета купечества. Добролюбов указывает на то, что купцы были сосредоточены на накоплении капитала, тогда как глубокие человеческие ценности оставались вне их поля зрения. В этом отношении важно обратиться к произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети». В романе главные герои, новые буржуа, олицетворяют собой духовное обнищание, стремясь к научному прогрессу, но не имея истинной любви к науке. Они говорят о свободе, однако их поступки противоречат словесным идеалам.

Духовная пустота купечества находит своё выражение и в их образе жизни. Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор» поднимает вопросы морали и нравственности, которые царят в купеческой среде. Персонажи, такие как Городничий, демонстрируют насквозь коррумпированную систему, где основным приоритетом является личная выгода, от чего страдает общество в целом. Таким образом, «тёмный мир» купечества формируется не только через экономический успех, но и через моральную деградацию.

Третий аспект, который подчеркивает аргументацию Добролюбова, касается отсутствия социальной ответственности среди купечества. На примере персонажей других произведений, можно проследить, как купцы, обладая значительными средствами, часто не понимают своей ответственности перед обществом и его развитием. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстого бюрократия и купечество представляются как элементы, тормозящие прогресс и способствующие сохранению варваризма.

Если обратиться к идейным тезисам, высказанным Добролюбовым, то можно заметить, как он подчеркивает, что купцы вместо того, чтобы использовать свои ресурсы на благо общества, зачастую служат лишь своей корысти. Это приводит к кризису не только сознания, но и культуры, что в конечном итоге лишает их возможности взаимодействовать с миром на более высокой ноте. Это и создаёт ту негативную ауризацию «тёмного царства», которую Добролюбов зафиксировал в своей критике.

Художественные средства играют значительную роль в создании образа купечества и его «тёмного царства». Метафоры, символика и ирония являются важными инструментами, придающими произведениям критическую глубину. Например, в рассказах Лескова образы города Калинова демонстрируют не только его физические черты, но и скрытые моральные пороки. Употребление сравнений и метафор помогает передать атмосферу опустения и безысходности, что делает проблему глубже.

В произведениях Гоголя олицетворяются и конфликты, порождаемые контрастом между внешним обликом купечества и внутренними противоречиями. Ирония и сатира, насыщенные в его комедийном стиле, позволяют расколоть образ «светского» общества и показать, как бытие купцов стало его карикатурой.

Таким образом, мнение Н. А. Добролюбова о том, что купечество города Калинова является «тёмным царством», обосновано не только экономической реальностью, но и нравственными и духовными аспектами. Образ купечества в российских литературных произведениях передает все негативные черты: коррупцию, невежество и отсутствие социальной ответственности. Этот образ служит предупреждением о том, что материальное благополучие не всегда соприкасается с духовным развитием, и очень часто может стать источником деградации.

Следовательно, согласие с мнением Добролюбова основано на глубоком анализе образов, представленных в литературе, где «тёмное царство» купечества раскрывается через множество художественных средств, подчеркивающих его негативные стороны. В итоге, черты «тёмного царства» в произведениях ничего не оставляют без внимания, подкрепляя надежду на осознание социальных и культурных последствий, которые эта тёмная традиция может нести для общества.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.