Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Повесть о житии Александра Невского» и фильм «Александр Невский» 1938 года (Школьные сочинения)

В данном эссе будут сопоставлены два произведения, описывающие жизнь одной из наиболее значимых фигур XIII века, а именно князя древней Руси, Александра Ярославовича Невского.

Литературное произведение агиографического жанра «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» было создано неизвестным автором в XIII веке вскоре после смерти Александра Ярославовича. Оно описывает важнейшие события в жизни правителя: битву на Неве и Ледовое побоище. Как и в других произведениях агиографической литературы, автор-рассказчик намеренно перерабатывает факты реальной жизни святого таким образом, чтобы в полной мере продемонстрировать читателю образ идеального христианского героя. Перед тем, как вступить в битву с врагом, Александр укрепляет дух собственный и дух войска с помощью обращения к богу, как и подобает правоверному князю. Рассказчик очень гордится Александром, восхищается им, а в конце, описывая смерть Невского, скорбит и даже гиперболизирует чувство горя, испытываемое народом, который «уже погибал», получив неприятное известие.

Произведение создаёт идеал князя – защитника отечества от посягательств на национальную политику, обладающего чертами как «светского» плана (смелость, красота, сила), так и «церковного» (кротость, смирение). Несмотря на разноплановость и даже некоторую противоречивость характеристик Александра Ярославовича, его образ остаётся цельным.

В фильме нам преподносится уже немного другой образ Невского. Первое, что можно отметить, это сведённое к минимуму благочестие Александра Ярославовича, которым он обладал в житии. Религиозность князя проявляется лишь в самом конце фильма, когда он обращается к высказыванию из Евангелия. Ярыми приверженцами религии в фильме являются захватчики Руси, представители Тевтонского ордена, которые пытаются обратить в католическую веру русский народ. Режиссёр фильма показывает, что Невский победил не благодаря некому «небесному полку», как это было в житии, а только при помощи своего исключительного полководческого таланта. Автор на примере тевтонцев показывает, что вера не может стать решающим фактором в победе над соперником.

Также можно отметить, что Александр из фильма не производит впечатления, будто он предводитель, начальник, правитель, а, напротив, предстаёт перед нами как лидер из народа, который сражается наравне с остальными, но при этом оказывается главным спасителем родины от вторжения благодаря собственной мудрости. В этом и заключается сходство фильма с житием: Александр Невский с помощью своих способностей приводит народ к победе над вторгнувшимися на территорию страны соседями. В обоих произведениях древнерусский князь предстаёт перед нами как символ стойкости русского народа. Однако в фильме этот образ преподносится эффектнее благодаря музыке во время сцен битв, добавляющей трагизма и драматичности событиям в картине Эйзенштейна. Действительно, князь Невский в фильме стал образом, укрепляющим моральный дух населения, вдохновляющим граждан на новые свершения, подвиги и борьбу против захватчиков, что было очень актуально накануне приближающейся войны. Картина, несмотря на некоторые художественные отступления от исторических событий, точно изображает драматичность реалий, в которых существовала Россия на момент снятия и проката фильма и даже в некотором роде предсказала события Великой отечественной войны.

У фильма и жития выделяется ещё одна общая черта, а именно описание подвигов простых людей. В житии это повествование о шести храбрецах, отличившихся во время битвы на Неве, а в фильме – сюжетная линия Василия Буслая и Гаврилы Олексича. Оба автора вводят этих персонажей в сюжет, чтобы показать, что как бы ни был велик князь, без помощи народа ему не удалось бы победить врагов.

Подводя итог, можно уверенно сказать, что обоим данным произведениям удалось точно передать величие личности Александра Ярославовича Невского, ставшей знаковой в истории и культуре нашей страны, и в дальнейшем популяризировать этот образ среди народа. По сей день, благодаря подобным трудам, услышав имя этого древнерусского князя, как наши соотечественники, так и люди за пределами страны представляют себе смелую, стойкую, воинственную личность.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.