|
Тема человечности (Некрасов Н. А.)Человечность – одно из лучших морально-нравственных качеств, делающее человека достойным уважения. Это сложное понятие включает в себя доброту, сочувствие, в-ликодушие, самопожертвование, скромность, честность, искренность. Человечность проявляется во взаимоотношениях между людьми и в отношении к окружающему миру, живой природе. Полагаю, что говорить о проблеме утраты человечности будет не совсем точно. Все перечисленные качества не даются от рождения, а вырабатываются в процессе воспитания под влиянием окружения. Невозможно утратить то, что не было вначале обретено.
Герой повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» Иван Ильич, несомненно, обладает высокими нравственными качествами. Он испытывает ощущение счастья в тишине осеннего жёлто-багряного леса, где так хорошо предаваться размышлениям. Иван Ильич, как многие хозяева собак, очеловечивает своего четвероногого друга Бима, считает его одним из лучших творений природы. В восхищённом описании Бима на охоте автор использует слова, которыми можно рассказать о человеке: пёс выполняет «изящную, красивую работу»; поднимает высоко голову «с достоинством, уверенностью и страстью»; внимательно вглядывается в глаза Ивана Ильича. Хозяин не отдаёт Биму команды, а разговаривает с ним, как с человеком. Иван Ильич не хочет, чтобы Бим стал несчастным, утратив охотничьи навыки, и поэтому, и только поэтому всё-таки водит его на охоту, хотя в душе его давно уже мучают угрызения совести. Он чувствует себя ответственным «за всех, убивающих бесполезно, когда человек теряет человечность». Неоправданное, ненужное убийство зверей и птиц причиняет боль природе: лес отзывается «недовольным, обиженным эхом», «берёза испугалась, вздрогнула», «дубы охнули». Автор и о лесе повествует, как о живом разумном существе. В природе одни виды существуют за счёт других, но при этом сохраняется естественное равновесие, ни один вид не подвергается риску полного уничтожения. Человек может быть самым опасным охотником, потому что убивает не только для пропитания, а для продажи, и в своём стремлении к прибыли способен уничтожить природу безвозвратно. Осуждает неразумных жестоких охотников Н.А. Некрасов в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы». Старый Мазай разболтался в сарае: "В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили; Зайцы вот тоже, - их жалко до слез! Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут, - Нет! еще мало! бегут мужики, Ловят, и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?.. Сам дед Мазай никогда не убивал беззащитных зайцев во время половодья, не охотился с весны по осень, когда зайцы линяют, да и зимой не добывал их без счёта. Мудрость и человечность старого Мазая созвучна переживаниям Ивана Ильича. Человеку дан разум, с помощью которого он способен оказывать всё большее воздействие на природу. Важно помнить, что истинное величие сильного проявляется в великодушии. Нельзя бездумно злоупотреблять силой во вред окружающему миру. Этому учат нас произведения Г.Н. Троепольского и Н.А. Некрасова. Обновлено: Опубликовал(а): AE518IXA Внимание! Спасибо за внимание.
|
|