|
2. Что дало основание критику Н. А. Добролюбову назвать купечество города Калинова «тёмным царством»? По пьесе А. Н. Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)После прочтения драмы А. Н. Островского «Гроза» критик Н. А. Добролюбов написал свою знаменитую статью «Луч света в тёмном царстве». Метафора «тёмное царство» просто и четко передает истинную суть купечества в этом произведении: люди этого сословия — самодуры и деспоты, невежественные, необразованные, грубые. Добролюбов хотел подчеркнуть и то, что жители Калинова всё ещё живут по порядкам домостроя, не интересуются, что происходит в других местах мира, отвергают технологический, научный прогресс. Дикой и Кабаниха — это ключевые персонажи драмы «Гроза», которые олицетворяют пороки купечества того времени. Савел Прокофьич Дикой – грубый и жестокий, зажиточный купец. Его волнует только материальное благо, поэтому он обкрадывает рабочих, откладывая сэкономленные деньги себе в карман. Такое поведение характеризует его как несправедливого, скупого человека. Жизненные ценности этого персонажа проявляются в его диалоге с Кулигиным. «Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — главное кредо Дикого. Он не видит себе равного в Кулигине, простом часовщике, и не намерен слушать его. Автор использует антитезу, противопоставляя этих двух персонажей: Кулигин сам подчеркивает, что он — «маленький человек», в то время как Савел Прокофьич — власть этого города, закон, которому нельзя прекословить. Островский хотел подчеркнуть, что простые люди страдают от нападок таких самодуров, как Дикой, который злится на Кулигина ни за что, проявляя свою грубость и невежественность. Всё в этом городе решают деньги: Кулигин убежден, что если у него будет заветный «миллион», то только тогда его мнение начнет иметь вес в обществе. С помощью диалога Кулигина и Дикого автор обличает ещё один порок купечества — необразованность. Часовщик-самоучка подробно рассказывает Дикому, что такое громоотвод, какая от него польза, и как изменится внешний облик города, если в нём будут часы — он собирает деньги не на «всякий вздор», как называет изобретения Савел Прокофьич, а на улучшения, которые действительно смогут принести пользу жителям Калинова. Но Дикой не может понять Кулигина и, как уже было сказано выше, не желает его слушать. Автор иронизирует над купцом: Савел Прокофьич не способен даже правильно произнести слово «электричество» — Дикой назвал его «елестричеством». Этот герой смеется над Кулигиным, называет «татарином», намекая на его отсталость и безграмотность, хотя эти качества присущи лишь самому купцу. Ещё одним героем-самодуром является Марфа Игнатьевна Кабанова. Её образ чётко показывает, что купечество города Калинов живет по законам домостроя. Кабаниха — деспотичная и жестокая женщина. Автор использовал прием говорящей фамилии: как и прозвище Кабаниха, фамилия героини передает её «звериный», бешеный нрав. Марфа Игнатьевна грубо относиться к своим родным: она убеждена, что людям младшего поколения нельзя давать личную свободу, потому что они неуважительно относятся к старшим, не чтут традиции, что является нарушением одного из ключевых правил домостроя: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Кабаниха верит в то, что мужчина — глава в семье, поэтому говорит своему сыну Тихону не просить, а отдавать приказы своей жене. Но на деле руководит семьей вовсе не слабый, безвольный Тихон, а сама Марфа Игнатьевна: властная, строгая женщина, держит всех домочадцев «в ежовых рукавицах». Таким образом, у калиновских купцов нет нравственных ориентиров: именно этот факт позволил критику Н. А. Добролюбова назвать этот город «тёмным царством». Обновлено: Опубликовал(а): foggyns Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|