|
Каким должно быть отношение человека к природе? Аргументы М. Пришвин «Кладовая солнца», Р. Карсон «Безмолвная весна» (Итоговое сочинение (декабрьское))Тема отношения человека к природе является одной из самых актуальных и важных в современном мире. По мере развития технологий и роста населения, воздействие человека на окружающую среду становится всё более значительным, что заставляет нас задуматься о том, каким должно быть правильное, этичное и устойчивое взаимодействие с природой. Рассмотрим эту проблему на примере двух произведений: повести-сказки "Кладовая солнца" Михаила Пришвина и научно-популярной книги "Безмолвная весна" Рэйчел Карсон. В "Кладовой солнца" Пришвин представляет природу как живое, одухотворенное существо, с которым человек должен взаимодействовать бережно и уважительно. Через историю двух детей, Насти и Митраши, отправившихся в лес за клюквой, автор показывает, как важно понимать и чувствовать природу, а не просто использовать её ресурсы. Пришвин пишет: "Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать". Эта цитата подчеркивает двойственность отношения человека к природе: с одной стороны, мы должны быть ответственными хозяевами, заботящимися о сохранении природных богатств, а с другой — исследователями, открывающими новые грани природного мира. Автор показывает, что гармоничное взаимодействие с природой требует знаний, опыта и уважения к её законам. Когда Митраша, не послушав совета сестры, решает пойти через опасное болото Слепая елань, он оказывается на грани гибели. Этот эпизод символизирует опасность самонадеянного и неуважительного отношения к природе. В то же время, Пришвин подчеркивает, что природа может быть союзником человека, если тот относится к ней с пониманием и любовью. Охотник Антипыч, например, живет в гармонии с лесом, понимая его язык и уважая его обитателей. Его образ жизни представляет идеал взаимодействия человека и природы, основанный на глубоком понимании и уважении. Обратимся теперь к книге "Безмолвная весна" Рэйчел Карсон, которая представляет совершенно иной взгляд на проблему отношения человека к природе. Эта работа, опубликованная в 1962 году, стала одним из первых серьезных предупреждений о негативных последствиях бесконтрольного использования пестицидов и других химических веществ в сельском хозяйстве. Карсон пишет: "Мы стоим сейчас на перепутье. Но, как и на других развилках истории, путь к правильному выбору кажется узким и трудным, в то время как неверный путь выглядит легким и широким". Эта метафора подчеркивает необходимость осознанного и ответственного выбора в наших отношениях с природой. Автор предупреждает о катастрофических последствиях бездумного вмешательства человека в природные процессы. Она описывает, как применение ДДТ и других пестицидов приводит к гибели птиц, рыб и других животных, нарушая экологическое равновесие: "В природе ничто не существует само по себе. Все связано со всем, и то, что влияет на одно, неизбежно влияет на другое". Карсон призывает к более осторожному и научно обоснованному подходу к использованию химических веществ в сельском хозяйстве и промышленности. Она подчеркивает необходимость долгосрочного мышления и учета экологических последствий наших действий: "Будущие поколения вряд ли простят нам наше легкомысленное отношение к сохранности нашей планеты". Сравнивая эти два произведения, мы видим два разных, но взаимодополняющих подхода к вопросу об отношении человека к природе. Пришвин призывает к эмоциональной и духовной связи с природой, к пониманию её как живого, одухотворенного существа. Карсон, в свою очередь, подчеркивает необходимость научного подхода и осознания долгосрочных последствий наших действий. В заключение можно сказать, что правильное отношение человека к природе должно основываться на балансе между эмоциональной связью, научным пониманием и этической ответственностью. Мы должны стремиться к такому взаимодействию с окружающей средой, которое позволит сохранить природные богатства для будущих поколений, одновременно удовлетворяя потребности настоящего. Это требует не только изменения наших практик и технологий, но и глубокого пересмотра нашего места в природном мире, осознания себя не как властелинов природы, а как её неотъемлемой части, ответственной за её благополучие. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|