Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нравственный рост Николеньки Иртеньева 7 класс (Толстой Лев Н.)

Трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» имеет автобиографический характер. Повествование идёт от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который во многом носит черты характера автора. Но в целом перед нами образ ребёнка, подростка и юноши середины XIX века, воспитывающегося в дворянской, помещичьей семье. Писатель показывает, как постепенно происходит нравственный рост героя.

Главное в Николеньке Иртеньева — стремление быть вполне хорошим. Формирование его личности происходит под воздействием двух факторов. Во-первых, для героя характерен процесс самопознания. Он постоянно анализирует свои мысли, чувства, настроения и поступки, пытаясь понять, что дурно, а что хорошо.

Во-вторых, мальчик стремится познать окружающий мир, оценить взаимоотношения с людьми.

Герой испытывает отвращение к неправде, лжи фальши и неестественности. Нравственный рост Николеньки Иртеньева связан с развитием аналитических способностей. В нём постепенно происходит движение чувств, перетекание из одного состояния в другое. Писатель и критик Н. Г. Чернышевский назвал это состояние диалектикой души. Так, в первой главе Николенька сначала испытывает раздражение по отношению к пожилому домашнему учителю — немцу Карлу Ивановичу. Раздражение десятилетнего мальчика вызвано тем, что Карл Иванович разбудил его в семь утра, ударив над головой хлопушкой из сахарной бумаги, чтобы убить муху. Николенька рассердился на учителя, подумав, что тот его мучит, потому что он младше брата Володи. Мысленно он выражает досаду на старика, называет его про себя «противным человеком», ему кажется, что и халат, и шапочка, и кисточка у Карла Ивановича противные. Но когда учитель начинает ласково будить своего воспитанника добрым голосом и щекотать его пятки, настроение ребёнка меняется. Теперь мальчик думает, что учитель добрый, любит его, и чувствует досаду по отношению к самому себе, не может понять, почему он мог так дурно думать о добром одиноком старике. Мальчику хочется смеяться и плакать одновременно, нервы его уже расстроены. Увидев слёзы на глазах Николеньки, Карл Иванович с беспокойством начинает спрашивать, в чём причина его слёз, но это сердечное участие доброго старика заставляет ещё обильнее течь слезам ребёнка. Он никак не может понять, как за минуту до этого считал противнями халат, шапочку и кисточку Карла Ивановича, теперь же, напротив, эти предметы кажутся мальчику чрезвычайно милыми. Чтобы объяснить причину своих слёз, Николенька придумывает, что видел дурной сон: в этом сне его мама умерла, и её несли хоронить. Но теперь слёзы героя связаны с выдуманным сном.

Ещё один пример диалектики души и нравственного роста героя можно найти в 13-й главе повести «Детство», где рассказывается о Наталье Савишне. В молодости дочь кларнетиста Саввы стала горничной, затем за усердие и кротость нрава её назначили няней мамы героя. Однажды Наталья влюбилась в бойкого официанта Фоку и попросила у господина разрешения выйти замуж. Но дед Николеньки посчитал это желание за неблагодарность. Наталью сослали на скотный двор в степную деревню. Через полгода её вернули на прежнюю должность. Мальчик воспринимает как должное любовь, ласки и самопожертвование Натальи Савишны. Однажды Николенька сильно рассердился на старушку. Мальчик случайно уронил графин и пролил квас на скатерть. Мать позвала Наталью Савишну и что-то ей сказала, возможно, разрешила наказать сына. Наталья начала тереть мокрой скатертью лицо барчонка, приговаривая: «Не пачкай скатертей!» В Николеньке заговорила барская спесь, он был возмущён тем, что «просто Наталья» смеет бить его по лицу мокрой скатертью, словно он какой-то дворовый мальчишка, а не барский сын. Но когда через несколько минут Наталья Савишна стала его утешать и просить прощения, мальчику стало совестно, теперь его слёзы текли уже не от злости, а от любви и стыда.

Завершается повесть «Детство» смертью матери. Детство героя заканчивается с утратой самых дорогих для него людей — матери и Натальи Савишны, но процесс самопознания и нравственный рост героя продолжаются в следующем жизненном временном отрезке — в отрочестве.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.