|
5.2. Многоликий Петербург в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Самойлова 2024 20 вариант (ЕГЭ по литературе)В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» создан многоликий образ Петербурга. Мы видим Петербург аристократический, трудовой в первой главе, а в финале снова оказываемся в светском Петербурге на балу. Повествование начинается с подробного описания одного дня петербургской жизни главного героя. Завершается роман сценами в Петербурге, из чего мы можем сделать вывод о кольцевой композиции произведения. Автор рассказывает в первой главе о том, как обычно проводил своё время Онегин, родившийся «на брегах Невы», в течение целого дня. Этого вполне достаточно, так как остальные дни восьмилетней светской жизни героя похожи друг на друга как две капли воды. Светское общество приняло молодого человека в свой круг, так как он соответствовал тем требованиям, которые предъявляли аристократы: знал в совершенстве французский язык, умел непринуждённо кланяться и легко танцевать мазурку. Теперь рассмотрим образ жизни Онегина. Просыпается он после полудня и в постели принимает записки с приглашениями на праздники и вечера. После прогулки Евгений посещает модный ресторан, где его ожидают друзья. Автор подробно описывает дорогие и изысканные блюда. Затем герой едет в театр на знаменитый балет Дидло, где скучает: «Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел». Дома он проводит не менее трёх часов перед зеркалом, чтобы подготовиться к балу и выглядеть безукоризненно, «боясь ревнивых осуждений». Автор подчёркивает, что его герой «как денди лондонский одет». Ранним утром «забав и роскоши дитя» возвращается домой. Другой «лик» Петербурга раскрывается в эпизоде, где слуги-кучера в ожидании хозяев «бранят господ и бьют в ладони», так как им приходится зимой ждать у экипажа бар, пока те наслаждаются балетным представлением. В сцене возвращения героя с бала домой автор использует антитезу, противопоставляя Онегина, которого характеризует как «забав и роскоши дитя» трудовому Петербург: «А Петербург неугомонный // Уж барабаном пробуждён». В круг многоликого «неугомонного Петербурга» входят купец, разносчик, извозчик, отправляющийся на биржу — место стоянки извозчиков, охтенка (жительница Охты), которая спешит с кувшином, «хлебник, немей аккуратный», который открывает «васисдас» — форточку для продажи хлеба. В последней главе Онегин после трёхлетнего путешествия возвращается в Петербург и попадает на бал, где встречает замужнюю Татьяну. Он поражён её непринуждённостью, свободой и независимостью, благородными манерами, чувством собственного достоинства. Можно сказать, что Татьяна — идеальный лик Петербурга. В объяснении с Онегиным идеальная героиня Пушкина признаётся, что ей не по душе вся эта светская мишура, она с удовольствием бы променяла аристократический Петербург на тенистый сад родительского поместья. Таким образом, Петербург в романе представлен в различных ипостасях: это и аристократические общество, которое проводит жизнь в развлечениях, это и разночинцы, простолюдины, ведущие трудовую жизнь, чтобы обеспечить себя куском хлеба. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|