|
Дар имени (употребление собственных имен) в рассказах «Чистый понедельник» и «Господин из Сан-Франциско» (Бунин И. А.)Имя во многих культурах имеет важное значение для каждого человека. Родители, называя своего ребенка, чаще всего стремились передать ему какую-либо сильную черту характера. Например, Софья означает «мудрая», Пётр — «камень», Александр — «мужественный». Принято считать, что имя наделяет человека индивидуальностью, уникальностью, и помогает выделить среди других. В качестве доказательства я хотела бы привести рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Особенность этого произведения заключается в том, что главный герой обезличен. По словам повествователя, все называли его просто «господином», потому что никто не мог запомнить его имя. Мужчина обладал ничем не выделяющейся внешностью и сливался с такими же любителями роскоши, как и он. В портрете господина много «искусственных» черт: золотые коронки на зубах, волосы, «отливающие серебром». Читателю сложно поставить себя на место этого героя, так как у него отсутствует индивидуальность, характер и даже имя — ему сложно сопереживать. Немаловажно и то, что не только господин не наделен именем, но и его семья, пассажиры парохода, отдыхающие на острове люди — все они представляют из себя обезличенных представителей буржуазного общества. На их фоне значительно выделяются два человека из народа — Луиджи и Лоренцо. Луиджи представлен как самый видный из лакеев, расторопный толстый мужчина, который часто вызывал смех у горничных своими шутками и гримасами. Лоренцо же — лодочник, известный всей Италии и часто служивший моделью для многих художников. Этим героям уделяется немного внимания в рассказе, но они смотрятся ярче на фоне богатых отдыхающих, так как наделены отличительными чертами, особенным характером и родом деятельности, а имя еще больше выделяет их среди персонажей. Проблема значения имени прослеживается и в рассказе «Чистый понедельник». Так же, как и в «Господине из Сан-Франциско», у главных героев приведенного произведения отсутствуют имена, но характеры персонажей более явно выражены. По ходу сюжета читатель ближе знакомится с интересами рассказчика и его возлюбленной. Так, женщина не проявляет любовной симпатии к герою, но принимает его подарки, цветы, с неохотой читает современные книги, которые он приносит. Девушку привлекает старая литература, искусство, традиции и православная религия. На контрасте с героиней рассказчик отчаянно добивается её любви, но не понимает увлечений девушки, не воспринимает всерьез её решение уйти в монастырь: ему более близки западные ценности и гедонизм. Таким образом, герои обезличены, потому что им не нужна индивидуальность, ведь они являются собирательными образами, представляют собой две разные эпохи. В то время как рассказчик олицетворяет современность, девушка выступает воплощением дореволюционной России. Итак, дар имени играет важную роль в жизни человека, а именно выделяет его среди массы других людей. У героев Бунина нет имен из-за того, что они лишены индивидуальности и являются собирательными образами. Такие люди, как господин из «Сан-Франциско и рассказчик из «Чистого понедельника», сливаются с другими представителями буржуазного общества, которые идентичны героям. Человек без имени лишен отличительных черт, следовательно, лишен неповторимости. Обновлено: Опубликовал(а): Leena Внимание! Спасибо за внимание.
|
|