|
«Принц Госплана» и принципы постмодернизма (Литература XX века)Мир, в котором люди живут все как один, соединяя в единое целое настоящее, т. е. действительность, и пространство компьютерной игры, в котором человек живет по законам виртуальной реальности — сон, мечта или немыслимый бред? Нет, это повесть Виктора Пелевина «Принц Госплана». Действительно, в своем произведении автор не просто скрещивает — он соединяет, полностью размывая, стирая, уничтожая насовсем существующие границы, два мира, которые в такой беспрецедентной тесной связи, образовавшейся между ними, существовать не должны. Стоит отметить абсолютную невыразительность фабулы, несмотря на повествовательность, которая буквально заложена в жанр работы. Читателю остается лишь необычный, очень незамысловатый, но при этом трудно воспринимаемый из-за смешения реального и виртуального сюжет. Композиция повести также является особенной. Каждая глава — это новый уровень в игре. Случаются и паузы, когда персонаж выпадает из виртуальной реальности, и повторные прохождения ввиду смерти, которая возвращает на точку «воскрешения». Чем выше ступень, тем престижнее положение героя, тем ближе он к своей цели, мечте. Однако последняя глава заканчивается возвращением на первый, исходный уровень. Вероятно, такая композиция призвана натолкнуть читателя на мысли о схожести его жизни и компьютерной игры, ведь обе они построены по одному принципу: человек каждый день старается быть лучше, чем он был вчера, постоянно стремится к чему-то, что должно сделать его счастливым. И утром его борьба, его игра начинается снова. Иногда первый уровень после прохождения одной игры – это начало иной, с другими правилами и трудностями, но все такой же увлекательной и непредсказуемой. Главный герой — ничем не примечательный офисный работник государственного учреждения, как и все окружающие его люди. Их индивидуальность заключается в игре, которую они выбрали в качестве своего фаворита, и в том, насколько успешно они идут к победе. Однако все-таки в повести есть герои мыслящие, которые задумываются о том, что же всё-таки такое жизнь и почему она так тесно связана с виртуальной реальностью. Ими являются Петя Итакин, Аббас и в финале Саша Лапин. И необычно не само наличие таких героев, а то, что они, зная, в какой реальности живут, зная, в чем заключается смысл существования, продолжают быть частью этого двойственного мира, не пытаясь прекратить бессмысленное восхождение по игровой лестнице во имя эфемерной награды. Повесть «Принц Госплана» можно без колебаний отнести к направлению постмодернизма, поскольку: 1) читателю неизвестна авторская оценка происходящего. Поразительное сходство жизни и компьютерной игры это плохо или хорошо? У каждого будет свой ответ на данный вопрос. 2) реальность алогична и хаотична; существуют закономерности в виде перехода на уровень выше, а трудности, препятствия, испытания, люди и воины на пути, все повороты и тупики лабиринта — бесконтрольные случайности. 3) герои повести — жалкие и незадачливые. Они упрямо карабкаются по лестнице уровней в игре, некоторые из них даже выделяются успешностью, но по сути своей эти достижения немногого стоят. 4) между реальностью и виртуальностью всё-таки найден некий компромисс, с помощью которого эти миры уживаются вместе: люди приспосабливаются и связывают компьютерную игру со своей работой, профессией. 5) язык персонажей не отличается литературностью, используется нецензурная и бранная лексика. Всё это — основные принципы постмодернизма, которым, на мой взгляд, повесть Пелевина соответствует. К этому также можно добавить, что на взаимодействие человека с хаосом работает в этом тексте все: сложный сюжет с виртуальными вкраплениями, которые нельзя «оторвать» от реальности, интертекстуальность (аллюзия к произведениям Оруэлла, самой знаменитой книгой которого является антиутопия «1984», что тоже не маловажно; цитирование японской поэзии; отсылки к конкретным компьютерным играм), лабиринт как основа игры, в которую играет главный герой. Что касается моей личной оценки произведения, то могу сказать, что мне повесть понравилась. Композиция, которая выглядит не только как игра для персонажа, но и как игра автора с читателем, интересно работает на раскрытие темы значения жизни и её смысла. Если говорить о нравственно-философской проблематике, то мне кажется, что «Принц Госплана» — это о том, как важно видеть границу между вымышленным тобой или кем-то другим миром и действительностью, как важно понимать, что не только в достижении наивысшего уровня состоит счастье, как важно помнить, что реальность зачастую может очень сильно отличаться от собственных ожиданий, как важно осознавать, что путь, который ты пройдешь, прежде чем достигнешь желаемого, может исказить твое восприятие этого желаемого, поскольку то, к чему ты так стремился, может абсолютно обесцениться опытом пройденных, пережитых трудностей, как важно не разочароваться в жизни и как важно увидеть, что ты живешь в системе, и это на тебя, бегущему по коридору с факелами на стенах, кто-то смотрит сквозь экран монитора, а не ты смотришь на кого-то. Обновлено: Опубликовал(а): sonya marmeladova Внимание! Спасибо за внимание. |
|