|
Вы здесь: Критика24.ру › Цветаева Марина
Анализ стихотворения «Свинцовый полдень деревенский» (Цветаева Марина)Данное стихотворение было написано Мариной Цветаевой в 1918 году в разгар Гражданской войны в России. В этот период поэтесса находилась в Московской области. Произведение передает атмосферу смутных революционных лет, слышны отзвуки боевых действий и библейские мотивы. По жанру стихотворение можно охарактеризовать как философскую лирику с элементами пейзажной зарисовки. Основная тема — противостояние личности, поэтической души стихии всеобщего насилия, разрушения и войны. Идейный замысел заключается в утверждении духовного бессмертия истинного творца, его способности противостоять хаосу и мракобесию. Центральным образом становится лирическая героиня, "девушка одна", обращающаяся к небесам в молитвенном жесте. Она противопоставлена "свинцовому полдню" и "отступающим полкам" — образам войны и разрухи. В произведении причудливо переплетены мотивы библейского жертвоприношения ("огненные муки"), архаических языческих представлений ("овечье руно", воздеть руки) и романтического порыва к запредельному, небесному ("к небу"). Поэтический язык стихотворения отличается смелой метафоричностью и живописной зрительностью образов: "свинцовый полдень", "огненные муки", "ручьи овечьего руна". Цветаева использует приемы умолчания, недоговоренности, создавая ощущение символической многозначности происходящего. Важную роль играет антитеза "надменно-нежный и не женский", придающая образу центрального персонажа оттенок возвышенности и одухотворенности. Стихотворение написано четырехстопным хореем с использованием перекрестной рифмовки по схеме абаб. Этот размер придает напевность и плавность ритму. Необычным является разделение текста на две строфы по 4 строки каждая. Цезуры в середине строк создают ощущение некой внутренней паузы, затаенного дыхания. "Свинцовый полдень деревенский" производит глубокое, почти гипнотическое впечатление. Цветаева мастерски передает трагическую атмосферу эпохи войн и смут, погруженного в пучину насилия мира. При этом центральным становится образ поэта, творческой личности, остающейся верной своему высокому предназначению вопреки любым ужасам действительности. Лаконичная и предельно емкая форма, краткость и силлогизм при кажущейся простоте, живописная метафоричность — всё это характерные особенности поэтического стиля Цветаевой. Перед читателем предстает поистине пророческое стихотворение, ставшее квинтэссенцией трагического самосознания художника-творца. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание.
|
|