|
«Девочка» (Гумилев Николай Стихи)Стихотворение "Девочка" было создано Гумилёвым в 1917 году и впервые опубликовано в его сборнике "Колчан". Это один из ярких образцов любовной лирики зрелого периода творчества поэта. Название отсылает к образу возлюбленной, чей облик предстает в воспоминаниях лирического героя ассоциативно связанным с атмосферой детства, чистоты и искренности чувств. По жанру "Девочка" относится к интимной любовной лирике с элементами психологического портрета. Основной темой является воссоздание душевного облика возлюбленной через воспоминания о ее детстве. Идейный замысел заключается в утверждении ценности естественности, непосредственности чувств и переживаний в противовес искусственности и условностям. В центре стихотворения — лирический герой, погруженный в воспоминания о возлюбленной. Его переживания отмечены ностальгической грустью и нежностью. Воссоздавая в памяти образ девочки, мечтательной и чистой душой, он противопоставляет ее современному облику, в котором утрачена прежняя непосредственность ("Ты не та, ты забыла…"). Лирический герой тоскует по ушедшей искренности чувств. Центральным поэтическим образом является девочка — олицетворение детской мечтательности, жажды познания мира ("наклоненная над книжкой Мюссе", "мечтала о большой судьбе"). Гумилев живописует её романтический духовный мир через яркие детали и метафоры: "святые пальмы", "серафим", "слепящая звезда". Сквозным становится мотив света и сияния как воплощения искренности и одухотворенности. Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмовкой. Этот размер придает напевность, плавность и музыкальность стиху. Композиция из восьми катренов создаёт цикличность повествования. Переносы, анжамбеманы подчеркивают ностальгическое течение воспоминаний. "Девочка" производит трогательное, проникновенное впечатление. Это одно из лучших стихотворений Гумилева в жанре психологической любовной лирики. Поэту удалось тонко и изысканно передать атмосферу ностальгии по ушедшей ingenuit — чистоте и непосредственности первозданных чувств. При кажущейся простоте стихотворения, в нем заключена глубокая философская проблематика бытия и утраты иллюзий. Девочка становится символом изначальной гармонии души, её устремленности к идеалам. В финале звучит такая горькая нота разочарования от несбывшихся надежд ("Весь мир — как могила"). Блестящая поэтическая форма, богатство тропов, живость деталей и впечатлений придают произведению законченность и совершенство. Перед читателем предстает высокий образец психологизма и художественного мастерства Гумилёва-лирика. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|