|
Что приводит к омертвению души? Анализ образа Плюшкина по поэме «Мёртвые души» (Гоголь Н. В.)Название поэмы «Мертвые души» метафорично. В большинстве религиозных учений, и в частности, в христианстве, «душа» понимается как некая бессмертная сущность, соответственно, она не может быть мертвой, она вечно живая. Почему же Н. В. Гоголь именно так назвал своё произведение? Что же значит это название? О чём оно заставляет задуматься? Попробуем разобраться. Скупая мертвые души, Чичиков последовательно посещает имения Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и Плюшкина. Так называемая «галерея помещиков» не только по нарастающей изображает пороки, обличая их, но и показывает последовательное омертвение человеческих душ. Наиболее ярко деградация души показана в образе Плюшкина. Недаром он (единственный из всех помещиков!) наделён предысторией, которая позволяет проследить за тем, как постепенно «усыхала» и мертвела его душа. Эти подробности показывают, что душа Плюшкина была ещё жива, поскольку у него имелись духовные потребности: ему хотелось любить, общаться, принимать гостей, заботиться о своём имении, опрятно выглядеть. Конечно, «слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум», а речь была проникнута «опытностью и познанием света». Однако со временем всё изменилось: жена умерла, дети покинули родовое поместье, Плюшкин остался один и стал «как все вдовцы, подозрительнее и скупее». То есть можно понять, что эмоции Плюшкина изначально и так были не сильны, а по мере того, как вокруг него оставалось всё меньше родных и близких людей, его «человеческие чувства… мелели ежеминутно», постепенно угасали, и в конце концов из всех чувств осталось только одно — скупость. И этот порок захватил душу Плюшкина полностью, превратив его в скрягу, который подбирает на улице и тащит в свой дом верёвочки, гвоздики, тряпочки и черепки. Деградация души Плюшкина привела к тому, что он постепенно перестал заботиться о своём внешнем виде и совершенно утратил человеческий облик, так что Чичиков, увидев его, не сразу понял, какого пола «фигура» перед ним: «Ой, баба! — подумал он про себя и тут же прибавил: — Ой, нет!» — «Конечно, баба!». По мере сужения круга общения у Плюшкина сужается и сфера его интересов, пропадает влечение к жизни, а также угасает мотивация заниматься своим имением. От этого всё поместье приходит в упадок, территория и барский дом становятся запущенными и неухоженными, они всё больше ветшают и захламляются. Причём «тысяча с лишком душ», которыми владеет Плюшкин, по-прежнему трудится и приносит ему доход: собирается урожай и изготавливаются сукна и холсты, но всё это сваливается в кладовые и всё становится «гниль и прореха».
История Плюшкина — это история омертвения души, хроника превращения живого человека «в какую-то прореху на человечестве». Внимательно читая поэму «Мёртвые души», можно понять, что деградация души может быть спровоцирована угасанием эмоций, бедностью чувств, сужением круга общения и измельчанием интересов. Когда у человека отсутствуют добрые помыслы и стремление к развитию, происходит постепенный распад личности, а душа становится такой же чёрствой, как «сухарь из кулича» в кладовой Плюшкина. (559 слов) Обновлено: Опубликовал(а): ЕленаС Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|